Конногвардейский полк

Нарвские триумфальные ворота.

Пл. Стачек. Арх. В. П. Стасов, ск. В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, П. К. Клодт, М. Г. Крылов, И. леппе. 1827-1834.
Надпись в центре аттика: «Победоносной российской императорской гвардии признательное отечество в 17 д. августа 1834». Над фигурами воинов у ворот – названия гвардейских полков: Драгунский, Уланский, Казачий, Кавалергардский, Конный, Кирасирский…  Все они равны, их подвиг -  общий…
Другая надпись сообщает: «Сооружены с значительным денежным участием начальствовавшего гвардейским корпусом генерала Уварова». Это его стараниями триумфальные ворота сделали из лучших материалов.
Ист.: Исаченко В. Г. Памятники Санкт-Петербурга: справочник. – СПб.: Паритет, 2004. –С.49-54.

Колонны славы.
Конногвардейский бульвар. Ск. Х. Д. Раух, арх. К. И. Росси. 1845.

В 1845-1846 гг. по проекту архитектора Н. Е. Ефимова на месте бывшего канала был устроен бульвар, соединивший центральные площади города с районом Коломны. Гранитные колонны с венчающими их бронзовыми фигурами летящей богини победы Ники были призваны увековечить подвиги лейб-гвардии Конного полка в Отечественной войне 1812-1814 гг. Постановка монументов именно здесь не случайна: на бульваре и прилегающих улицах располагался большой комплекс казарм полка и его манеж (ныне Выставочный зал). Статуи Победы были переданы Николаю I прусским королем Фридрихом Вильгельмом IV в начале 1845 г. в знак благодарности за клодтовских «Укротителей коней», подаренных королю. Колонны удачно оформили начало нового бульвара, они стали важным звеном в ансамбле Исаакиевской и Сенатской площадей, но это не было главной целью далеко идущего замысла Росси. Он предполагал передвинуть памятник Петру I, установив его на оси арки Сената и Синода – это повысило бы его композиционную роль, хотя памятник оказался бы удаленным от Невы. Важнее другой проект Росси, вовсе не утопический: установить две подобные колонны со стороны Английской набережной и еще две со стороны Васильевского острова, у моста. Жаль, что этот замысел не был реализован. Установка подобных колонн отлично связала бы разные районы города – России всегда мыслил прежде всего как градостроитель.
Ист.: Исаченко В. Г. Колонны славы // Исаченко В. Г. Памятники Санкт-Петербурга: справочник. – СПб.: Паритет, 2004. – С. 65-68.

 


Вид на Конногвардейский бульвар и Манеж.
Худ. И. И. Шарлемань. 1855 г.

 

Рядом с Конногвардейским манежем в середине позапрошлого века устроили бульвар. Вход на него со стороны сенатской площади украсили в 1845 – 1846 годах две монолитные почти десятиметровые колонны, вытесанные из сердобольского гранита. Каждую из них завершила бронзовая статуя крылатой Победы с лавровым венком в руке. Они были отлиты в берлине по модели скульптора Х. Д. Рауха. Это придало законченный облик юго-западному углу площади, дополнило скульптурный декор здания манежа.
Ист.: Крюковских А. П. Петербургские памятники архитектуры: художественно-исторический очерк. – СПб.: Паритет, 2011. – С.387.

Колонны со статуями Победы

В 1845 г. по проекту архитектора Н. Е. Ефимова вместо Адмиралтейского канала был создан бульвар. В начале его по проекту арх. К. И. Росси между зданиями Конногвардейского манежа и Сената и синода 5 ноября 1845 г. были открыты две монументальные колонны.


Конногвардейский бульвар.
Фото 1857-1868 гг.

Они высечены из темно-серого сердобольского гранита и отполированы. Две бронзовые фигуры богини Победы, венчающие колонны, были отлиты в 1844 г. в Германии в Лаухаммере по моделям немецкого скульптора Х.Д. Рауха. Они являются повторениями статуй, украшающих колонны в Шарлоттенбурге (1839) и Берлине (1843). Эти произведения привезены в Петербург в качестве ответного дара за конные группы работы ск. П. К. Клодта, снятые в 1842 г. с Аничкова моста и подаренные прусскому королю Фридриху Вильгельму IV Николаем I. Женские крылатые фигуры с венками и пальмовыми ветвями в руках возвышаются над капителями ионического ордена, они пронизаны динамикой и легкостью. На плинтах статуй с левой стороны подпись скульптора…
Колонны установлены в честь боевых побед Конного лейб-гвардии полка в Отечественной войне 1812 г. По проекту арх. К. И. Росси базы и ионические капители для колонн были отлиты мастером К. Т. Нерике.
Общая высота колонн – 9,50
Высота фигур – 2,50
Ист.: Кривдина О. А., Тычинин Б. Б. Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга. 1703-2007. : иллюстрированная энциклопедия. – СПб.: Logos, 2007. –С. 301.

 

Кавалергардам и Конной гвардии. Памятник на Бородинском поле.

 

Архитектор А. Верещагин, 1912 год

Два самых блестящих полка русской гвардейской кавалерии – Кавалергардский, основанный в 1800 году, и лейб-гвардии Конный, рожденный аж в 1730-м, – на Бородинском поле щадить никто не собирался. Оба полка после полудня выдвинулись к батарее Раевского и заняли место во второй линии, позади дивизий Остермана и Дохтурова. Их время пришло, когда поредевшие ряды 7-й пехотной дивизии пропустили-таки атакующих французов. Наполеоновские кавалеристы, уже праздновавшие победу, увидели перед собой эскадроны конногвардейцев и кавалергардов бригады генерала Шевича. Вот и сошлась тяжелая кавалерия на бранном поле!

Всего 8 эскадронов насчитывали два полка, примерно 1500 всадников. Но они последовательно разобрались с саксонскими кирасирами, польскими уланами, карабинерами Дефранса. Остатки французской конницы, проскакавшие сквозь рубку, встретили преображенцы и семеновцы, стоявшие в резерве.


Ист.: Быков М. И не забудьте прапорщика Оленина.