Конногвардейский полк

 Благовещения Пресвятой Богородицы при лейб-гвардии Конном полку

Пл. Труда (Благовещенская), в створе ул. Труда (Благовещенской)


 И.И. Шарлемань. Благовещенская церковь. 1856. ГМЗ «Павловск» (Религиозный Петербург / сост. П. Климов; Гос. Русский музей. – СПб., 2004)

 Полк сформирован в 1830 г. указом императрицы Анны Иоанновны и занял казармы близ Смольного двора. Здесь богослужение вначале происходило в доме генерал-лейтенанта В. Ф. Салтыкова (б. подворье архиепископа Феофана Прокоповича), где уже имелась церковь Иоанна Предтечи.
4 июня 1741 неподалеку, на втором этаже бывших Кикиных палат, в большом зале была заложена и 12 декабря 1749 г. освящена, в присутствии Елизаветы Петровны, полковая Благовещенская церковь, для которой год спустя Б. Растрелли возвел колокольню. В 1772 г. штык-юнкер Яковлев написал образа для нового иконостаса. Храмом полк пользовался до конца 1799 г.
В 1801 г. полк переехал их Таврического дворца в дом Гарновского у Измайловского моста, там же обосновалась и его церковь. Новые иконы для нее исполнил акад. Г. И. Угрюмов. После переделки дома церковь в 1803 была заново освящена, а в 1807 была перенесена в казармы у Поцелуева моста на Мойке, заняв боковой флигель на углу Конногвардейского переулка, где и находилась более сорока лет до появления нового отдельного храма.

 

К.А. Тон. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при лейб-гвардии Конном полку; восточный фасад, план, разрез. 1842. ГМИСПб (Религиозный Петербург / сост. П. Климов; Гос. Русский музей. – СПб., 2004)


Этот трехпридельный храм с восьмигранным завершением в центре был заложен 2 июля 1844 митрополитом Антонием (Рафальским) в присутствии Николая I, на чьи средства он преимущественно и строился. Автором проекта, созданного в «итало-византийском» стиле был К. А. Тон, который руководил строительством при помощи Г. Х. Штегмана. Барельефы на фронтоне исполнил скульптор Н. А. Рамазанов, иконостасы из липы – охтинский резчик С. Тарасов, иконы написали академики Ф. А. Бруни, В. К;. Шебуев, П. М. Шамшин, М. И. Скотти, А. Т. Марков и В. Серебряков, запрестольный образ «Непорочное зачатие» (копия с Мурильо в Эрмитаже) – проф. И. И. Габерцеттель. 20 марта 1849 г. главный священник армии и флота освятил в присутствии Николая I этот изящный трехпридельный храм, стоивший 311 тыс. руб. серебром. От него получили свое название площадь и улица.
Внутри небольшое четырехстолпное помещение было оформлено прилегающими колоннами и пилястрами из искусственного мрамора и украшено лепными рельефами. На стенах висели бронзовые доски с именами павших офицеров, полковые знамена и штандарты, в витринах хранились мундиры императоров-шефов. Императрица Елизавета Петровна еще в 1749 г. подарила церкви три лампады из серебра работы ювелира Я. Лео, а вел. КН. Николай Николаевич - старший – греческую икону «Благовещение», которую он получил в Святой Земле от Иерусалимского Патриарха.
Из святынь нужно упомянуть два креста с мощами, один из которых был исполнен в 1701 г. для царицы Марфы Матвеевны, жены Федора Алексеевича, и отделан чеканкой и жемчугами. Дорогие серебряные оклады украшали два Евангелия конца XVII века. В 1755-1756 известный столичный ювелир З. Дейхман сделал из золоченного серебра священные сосуды. Другой видный ювелир, Ф. А. Верховцев, в середине XIXвека изготовил гробницу для плащаницы, украшенную рельефами. Когда к полувековому юбилею в 1899 г. в церкви производили ремонт, ювелирная фабрика Любавина облицевала престол серебряной одеждой.
К храму. Имевшему свой приход, была приписана каменная церковь св. Ольги, выстроенная в 1907-1909 в летнем лагере полка в Красном Селе. Действовало благотворительное общество, содержавшее детский приют. Настоятелем в 1893-1918 служил прот. Николай Васильевич Николаевский.
В склепе храма, где находился небольшой Владимирский придел, были погребены два полковых командира – кн. А. Ф. Орлов и кн. В. Д. Голицын.
Богато убранный храм бледно-коричневого цвета, пострадавший при изъятии церковных ценностей, закрыт в октябре 1928, и весной-летом следующего года безжалостно снесен, так как якобы «стеснял трамвайное движение».
В Успенье 1994 г. на месте храма поставлен временный деревянный крест (позже убран). После завершившейся в 2000 г. реконструкции площади на ее восточной стороне выделено место, где по результатам конкурса должна появиться памятная Благовещенская часовня.

Архивные источники
РГИА. Ф.207. Оп.4. Д.295; Ф 218. Оп. 3. Д.44; Ф.468. Оп.35 Д.426, 500; Ф.482. Оп. 5. Д. 321-336; Ф. 4885. Оп. 2. Д. 679; Ф. 789. Оп. 1. Д.3147; Ф. 797. Оп. 13. Д. 32203; Оп.18; Д. 41448. Оп. 19. Д.42932; Ф. 806. Оп.1. Д. 2759.
Литература
Николаевский П. В. Церковь л.-гв. Конно-гвардейского полка. Спб., 1903
Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Т.5. Ч.2. 1876. С.294-310.
Цитович Г. А. Храмы армии и флота: историко-статистическое описание. Ч.1. Пятигорск, 1913. С.52-53.
Славина Т. А. Константин Тон. – Л., 1982. С.76-79.
Черепнина Н. Ю. Шкаровский М. В. Православные храмы С.-Петербурга. 1917-1945: справочник. СПб., 1999. С.107-108.

Ист.: Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: энциклопедия христианских храмов. – СПб. : Лики России; Спас, 2010. – С. 157-158.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при лейб-гвардии Конном полку (Благовещенская)

В.С. Садовников. Благовещенская церковь. Не ранее 1848. ГРМ (Религиозный Петербург / сост. П. Климов; Гос. Русский музей. – СПб., 2004)

Благовещенская церковь при лейб-гвардии Конном полку являлась одним из свмых значительных по архитектуре и хранимшихся в ней святыням воинских храмов. Полк вел свою историю с 1721 г., но окончательное название получил лишь в 1801 оду. За время своего существования он неоднократно менял дислокацию. Вместе с ним меняли свое местонахождение и полковые церкви.
Повеление императора Николая I о постройке для лейб-гвардии Конного полка новой каменной церкви последовало 2 февраля 1843 года. Закладка храма была произведена митрополитом Антонием 2 июля 1844 года в присутствии императора, а 20 марта 1849 года, также в высочайшем присутствии, главный священник армии и флота В. И. Кутневич освятил уже законченную постройку. Строительство церкви осуществлялось под руководством архитектора К. А. Тона, автора проекта, и Г. Х. Штегемана. Общая сумма расходов составила 311 тысяч рублей серебром, причем основные средства выделил Кабинет Его Величества.
Кубический объем здания был акцентирован боковыми ризолитами с треугольными фронтонами, притвором с запада и имел пять барабанов, завершавшихся шатрами, увенчанными золочеными луковичными главками. В архитектуре храма мотивы, пришедшие из древнерусского зодчества XVI – XVII веков (килевидные кокошники, завершения дверей и наличников, слухи на граях шатров) сочетались с элементами в духе ренессанса (ордерные формы, люнеты во фронтонах и аттике). Фасадные барельефы исполнил скульптор Н. А. Рамазанов.
Храм, достигавший почти 45 метров в высоту, являлся архитектурной доминантой Благовещенской площади. Его выразительный силуэт, просматриваясь в панорамах берегов Невы и Мойки, был виден в отдаленной перспективе.
Проект Благовещенской церкви, утвержденный императором Николаем I и рекомендованный им как образцовый, впоследствии неоднократно использовался при строительстве соборных храмов в различных городах России, включая Двинск, Красноярск, Нижний Новгород и другие.

А. Т. Марков. Иконостас церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Святитель Николай Чудотворец. 1849. Икона четвертого ряда. ГРМ (Религиозный Петербург / сост. П. Климов; Гос. Русский музей. – СПб., 2004)

Главный алтарь церкви был освящен во имя Благовещения пресвятой Богородицы, правый придел – во имя святителя Николая чудотворца, небесного покровителя Императора Николая I, а левый – во имя праведной Анны Пророчицы, в память об императрице Анне Иоанновне, основательнице Конногвардейского полка. Иконостасы из липы, по проектам К. А. Тона, выполнил охтинский резчик С. Тарасов. Образа написали академики Ф. А. Бруни, А. Т. Марков, М. И. Скотти, П. М. Шамшин, В. К. Шебуев. Запрестольный образ «Взятие Божией Матери на небо» (копия с Мурильо) исполнил профессор И. И. Габерцеттель.
Внутри помещение было оформлено полуколоннами и пилястрами из искусственного мрамора. На стенах висели медные позолоченные доски с фамилиями офицеров полка, погибших в сражениях, и полковые штандарты, начиная с петровского времени. В витринах помещались мундиры императоров Александра I и Николая I, шефов полка. Против правого придела в склепе под хорами располагались захоронения командиров – князей А. Ф. Орлова и В. Д. Голицына.
Из святынь Благовещенской церкви выделялись два серебряных позолоченных напрестольных креста с частицами святых мощей, украшенные жемчугом и драгоценными камнями, один из которых являлся даром царицы Марфы Матвеевны; два Евангелия 1625 и 1757 годов в серебряных позолоченных окладах с драгоценными камнями; три серебряных паникадила, пожалованные в 1749 году императрицей Елизаветой Петровной; драгоценные сосуды для причастия, выполненные мастером З. Дейхманом в 1755-1756 годах; большая серебряная купель – подношение великого князя Константина Павловича; икона «Благовещение» 1815 года, подаренная великим князем Николаем Николаевичем – старшим и полученная им от Иерусалимского патриарха; серебряная гробница для плащаницы мастера Ф. А. Верховцева.

Лампада. 1754. Петербург. Мастер Иоганн Фридрих Кеппинг. Серебро, чеканка. ГРМ (Религиозный Петербург / сост. П. Климов; Гос. Русский музей. – СПб., 2004)

Храм был закрыт в октябре 1928 года и в следующем году снесен.

Ист.: Религиозный Петербург /сост. П. Климов; Государственный русский музей. – СПб., 2004. –С.267-273.

 

  

Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка.

Благовещенская площадь

Каменная церковь на этом месте существовала с 1849 г. До этого богослужение совершалось в церкви при полку. В 1807 г. полк занял Кавалергардские казармы и в одном из их помещений разместили церковь. В 1843 г. Николай I повелел соордудить для Конного полка новую церковь - по проекту архитектора К. А. Тона. Храм был заложен в июле 1844 г. и марте 1849 г. освящен гллавным священником армии и флота В. И. Кутневичем в присутствии Николая I.

Каменная церковь в плане имела вид продолговатого креста с полуциркульным алтарем. Над храмом возвышались пять куполов. Во внешнем облике его сочетались черты русского стиля и классицизма. В наружной отделке здания были использованы путиловский камень и финский гранит. Фасад украшали барельефы работы Н. А. Рамазанова. Внутри храм был отделан искусственным мрамором; лепные украшения из алебастра местами позолочены. Стены покрывали росписи.

В церкви было три придела: главный - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; правый - во имя святителя и чудотворца Николая и левый - во имя пророчицы Анны. Иконостасы во всех приделах украшали резные колонны, капители и пр., царские врата и боковые двери были прорезные.

Иконы для иконостасов написали на холсте известные профессора Академии художеств - А.Т. Марков, П. М. Шамшин, Ф. А. Бруни, П. И. Скотти, В. К. Шебуев. Запрестольный образ главного алтаря - Вознесение Богородицы написал профессор Габерцетель, запрестольный образ в правом приделе - Богоявление Господне - профессор Жеваго.

Святынями и достопримечательностями храма являлись напрестольный крест с двадцатью пятью частицами святых мощей угодников Божиих; напрестольный крест с девятнадцатью частицами святых мощей угодников; печатное евангелие XVII в.; серебряные сосуды для святого причастия работы санкт-петербургского мастера Захара Дейхмана. В ризнице храма хранились пожертвования, в том числе императорской фамилии, а также мундиры Александра I и Николая I как "знак царской любви к войскам и в вознаграждение по заслугам их в память о государях-благодетелях, изволивших носить их". В церкви хранились также георгиевские штандарты, высочайше пожалованные полку за боевые заслуги. В ней были установлены бронзовые доски с именами павших под Аустерлицем и Бородином.

Церковь снесена в 1929 г., как "мешавшая трамвайному движению".

 

Ист.: Длужневская Г. Утраченные храмы Петербурга. - СПб.: Издательский дом "Литера", 2003. - С.124-125.