Именной указатель

Нефф Тимофей (Тимолеон Карл) Андреевич (1805-1876) - художник

Исторический, религиозный живописец, портретист, придворный художник императора Николая I, хранитель картинной галереи Эрмитажа, профессор. Имел чин тайного советника, был награжден орденом св. Владимира 2-й степени. Почетный член Флорентийской АХ (с 1846 г.).

Т.А.Нефф родился 2 сентября 1804 года в усадьбе Пюсси Эстляндской губернии. При крещении получил имя Тимолеон Карл. Его мать Луиза Фелиците Нефф приехала из Франции, отец неизвестен. Нефф стал приемным сыном Генриха Отто Зеге фон Мантейффеля.

С 1815 по 1818 гг. обучался в Ракверской земской школе, в 1820-е годы брал частные уроки живописи, писал заказные портреты и пейзажи. После окончания Дрезденской Академии художеств путешествовал по Италии, был близок к художникам-назарейцам (Л.Рихтеру, К.Пешелю, Г.Циммерману). С 1827 г. выполнял частные заказы в Санкт-Петербурге.

После исполнения в 1832 г. группового портрета детей императора Николая I (великих княгинь Марии Николаевны, Ольги Николаевны и Александры Николаевны) был приглашен ко двору и назначен придворным художником. Первый крупный заказ – образа для готической капеллы на даче «Александрия» в Петергофе. За эту работу Нефф получил пожизненный пенсион и разрешение на поездку в Рим. За время путешествия по Италии (1835 – 1837 гг.) Нефф копировал произведения старых мастеров XVI в., и, прежде всего, Рафаэля. За образа для малой церкви Зимнего дворца Нефф получил звание академика и был представлен к ордену Св. Анны 3-й степени.

Лучшие произведения Т.А.Неффа – иконы Исаакиевского собора. С 1844 по 1857 гг. он написал образа: Иисуса Христа с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей, Ангелами и святыми над Царскими вратами главного иконостаса. В Царских вратах – иконы Благовещения и четырех евангелистов, две местные владычные иконы Спасителя и Божией Матери. На первом ярусе главного иконостаса – иконы Св. прп. Исаакия Далматского, Св. Николая Мирликийского, Св. апостола Петра, св. блгв. вел. кн. Александра Невского, Св. великомученицы Екатерины и Св. апостола Павла (переведены в мозаики во втор. пол. XIX в.). В главном алтаре собора – работа Неффа Спас Нерукотворный. Им также были созданы семь образов для ниш пилонов:Рождество Богородицы;Сошествие Св. Духа на апостолов;Вознесение Господне;Введение во храм Божией Матери;Покров Пресвятой Богородицы;Иисус Христос посылает свой образ Авгарию;Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

По живописным оригиналам Т.А.Неффа были набраны мозаичные иконы иконостаса в приделе Св. Екатерины: Спаситель, Богоматерь, Свв. Екатерины и Анастасия.

В фондах ГУК ГМП «Исаакиевский собор» имеются живописные оригиналы Нефа для мозаичных икон первого яруса главного иконостаса: Пресвятой Богородицы, Св. Екатерины, Св. Исаакия Далматского, Св. апостола Павла, Св. апостола Петра, эскизы для Царских врат главного иконостаса.
Особого, молитвенного настроения в образах Исаакиевского собора Т.А.Нефф достиг благодаря продуманности композиции, колорита, освещения, ритма и движения фигур. За эту работу в 1849 г. он получил звание профессора исторической и портретной живописи, преподавал в живописном, натурном, рисовальном и этюдном классах Академии художеств.

Т.А.Нефф – типичный художник-романтик, стремящийся к идеалу. Базой его творчества стала философия Шеллинга и Гегеля. Как и многие художники 1860-1870 гг., Нефф работал в «византийском» духе». Типичными образцами «византизма» можно считать образа в малом иконостасе придела Св. Екатерины. В 1860-х – 1870-х годах крупнейшими произведениями Неффа стали иконы для часовни в Ницце, церкви в Лондоне и образа для храма Христа Спасителя в Москве. (URL: http://artru.info/ar/18638/)

 

НЕФФ фон, Тимофей Андреевич (Timoleon Сarl von Neff) 2.10.1805 (Пюссе близ Коркюле Эстляндской губ.) – 24.12.1876 (СПб.). Исторический и портретный живописец, мастер религиозной живописи, в которой принципы «византийского стиля» соединились с увлеченностью классической европейской традицией. Приемный сын помещика Г. О. Зеге фон Мантейффеля. Учился в Дрезденской АХ (1824–25). В 1827 приехал в С.-Петербург. В 1832 был назначен придворным живописцем и устроен в Зимнем дворце. Исполнял портреты членов царской семьи и представителей петербургской знати, в том числе двойной портрет вел. кнж. Марии Николаевны и Ольги Николаевны (1838, ГРМ), портреты вел. кнг. Екатерины Михайловны (1850), Елены Павловны (1850) и Марии Николаевны (1866, НИМРАХ). В поездках по Италии написал много жанровых картин, любил изображать купальщиц и нимф. Картины «Две нимфы в гроте» и «Ангел молитвы» (1850) были приобретены Николаем I и многократно репродуцировались. Крупнейшим достижением Н. стали росписи в Исаакиевском соборе, в том числе 14 икон в главном иконостасе (1844–49) и большой образ Спаса Нерукотворного над царскими вратами с внутренней стороны (1857). Написал также образа для иконостасов Готической капеллы в петергофской Александрии, малой церкви Зимнего дворца и церкви АХ, 31 образ для московского храма Христа Спасителя (1853–76). С 1839 – академик, с 1846 – почетный член Флорентийской АХ, с 1849 – профессор АХ, с 1864 –хранитель картинной галереи Эрмитажа, с 1865 – член Совета АХ. Был возведен во дворянство (1844), пожалован рядом царских орденов и подарков. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
Лит.:
Петров П. Профессор Т. А. Нефф // Северное сияние. Т. 1. Вып. 10. СПб., 1862.
Гудыменко Ю. Придворный художник Тимолеон Нефф // Русский антиквар. Вып. 1. 2002.

Д.Я. Северюхин

(URL: http://www.encspb.ru/object/2805583819?lc=ru)