Именной указатель

Гримм Давид Иванович

 

 

Русский архитектор Д.И. Гримм
(URL: http://palomnic.org/journal/25/rosia/1/part1/1/)

 


Известный архитектор и художник Давид Гримм родился 22 марта (4 апреля) 1823 года в Санкт-Петербурге. Происходил из немецкого рода. Его детство и юность прошли в России, в Петербурге, где он получил образование в немецком училище Святого Петра. Д. Гримм окончил его в 1841 году, после чего поступил в Императорскую академию художеств. Еще учась в Академии у А.П. Брюллова, Давид Гримм выказал блестящее артистическое дарование и за свои успехи в рисовании и зодчестве получил три серебряные медали (в 1843 и 1845). Он был выпущен из Академии в 1848 году со званием художника 14-го класса и малой золотой медалью, присужденной ему за составленный по конкурсу "Проект женского монастыря". Через два года, участвуя в новом конкурсе, он был награжден большой золотой медалью за исполнение программы "Проект здания для ярмарки".

В 1849 году Д.И. Гримм отправился в Закавказский край для изучения памятников церковного зодчества Грузии и Армении. Проведя там около трех лет, он перебрался затем через Малую Азию, Турцию и Грецию в Западную Европу. Путешествуя по Европе в качестве пенсионера Академии художеств, он повсюду изучал архитектурные достопримечательности. За пять лет путешествий он побывал в Италии, Испании, Англии, Голландии. Вернувшись в Россию в 1855 году, за чертежи и рисунки, выполненные в Закавказье и европейских странах, он получил звание академика. После своего путешествия в Закавказский край Д.И. Гримм издал, при поддержке правительства, труд под заглавием "Памятники христианской архитектуры в Грузии и Армении" (СПб., 1866), имеющий весьма важное значение для истории искусства. В том же 1855 году Гримм был определен в Департамент рассмотрения проектов и смет и получил звание титулярного советника, а в 1861 году - надворного советника. В 1860 году он стал профессором Академии художеств. Почти тридцать пять лет Д.И. Гримм отдал педагогической работе в стенах Петербургской Академии. С 1859 по 1887 год он состоял преподавателем, а в 1888 году был назначен в ней ректором архитектуры и занимал этот пост до 1892 года.

Кроме Академии, Д.И. Гримм в 1857-1863 годах преподавал в Строительном училище министерства путей сообщения (Институт гражданских инженеров), в 1865-1871 годах был архитектором Департамента водных сообщений, с 1867 года членом архитектурно-технического и военно-инженерного комитетов городской управы Петербурга, с 1892 года состоял главным архитектором Высочайшего двора. В 1870-е годы Д.И. Гримм был членом редколлегии журнала "Зодчий", а также членом-учредителем (с 1864), старшиной (с 1870) и, наконец, председателем (1888-1890) Петербургского общества архитекторов, а с 1890 года - его Почетным членом. Преподавательская и служебная деятельность не мешала Гримму применять свои познания к решению практических строительных задач.

По составленным им проектам, отчасти под его личным руководством, построены: памятник Петру I в Житомире (1858); православный собор св. Владимира в Херсонесе Таврическом, близ Севастополя (1858; проект этого храма принес художнику профессорское звание); церковь св. Ольги на даче великого князя Михаила Николаевича близ Стрельны (1861-1863); немецкая Реформаторская церковь и школа (1862-1865) в Петербурге; православный собор Кавказской армии в Тифлисе в память покорения Кавказа (1866); часовня в Стрельне (1873); звонница при церкви в имении государя императора Ливадия в Крыму (1887); усыпальница великих князей в Петропавловской крепости в Петербурге (1896-1908); лютеранская церковь на острове Эвеле; памятник Славы в Петербурге (1884-1885); архитектурная часть монумента Екатерины II (1872) в Петербурге, православные церкви во многих городах Европы.

В 1861 году придворная контора Великого князя Михаила Николаевича поручила профессору архитектуры Давиду Ивановичу Гриму разработать проект и построить церковь во имя Святой равноапостольной княгини Ольги на территории Михайловского парка. Церковь строилась в древнерусском стиле, а не в стиле "ампир", популярном в середине XIX века. Обращение архитектора к национальным формам произошло не только под влиянием успеха исторической науки и романтического увлечения стариной. В нем нашла свое прямое воплощение одна из актуальнейших проблем того времени - народность. Эту проблему диктовал девиз царствования Николая I, отца Великого князя Михаила Николаевича: "Православие, Самодержавие, Народность". Архитектор Д.И. Гримм не подражал древнему церковному строительству, а создал очень красивую новую русскую церковь.

Церковь в Михайловке представляет собой постройку из красного кирпича. Основной объем с трех сторон окружен открытой арочной галереей, которая поддерживается колоннами из светлого бременского песчаника. Галерея приподнята на невысоком цоколе и замкнута с двух сторон от алтаря небольшими приделами. В юго-восточном приделе находилась ризница, в северо-западном - комната Великого князя Михаила Николаевича и Ольги Федоровны. Алтарь церкви Святой равноапостольной княгини Ольги расположен на северо-востоке соответственно линии берегового обрыва Финского залива.

Д.И. Гримм не только проектировал церковь Святой равноапостольной княгини Ольги, но и наблюдал за всеми строительными работами. По договору, заключенному придворной конторой Великого князя Михаила Николаевича с Гриммом в 1861 году, следовало построить церковь к осени 1863 года. Но из-за недостатка кирпича со Знаменского кирпичного завода (клеймо ЗКЗ на кирпичах) половина кирпича была доставлена позже из Петербурга. По приказанию Михаила Николаевича сдача церкви была отложена до лета 1864 года. 6 сентября 1864 года церковь осмотрела и приняла комиссия, в составе которой были архитекторы Карл Циглер и Эдуард Ган. Они подписали акт о приеме церкви и составили опись, хранящуюся сейчас в Российском государственном историческом архиве. Великий князь Михаил Николаевич наградил Д.И. Гримма за строительство церкви бриллиантовым перстнем с рубином. Церковь была освящена в честь Святой равноапостольной княгини Ольги - покровительницы любимой жены Великого князя Михаила Николаевича - Ольги Федоровны.

Другой интересной постройкой архитектора Д.И. Грима была немецкая Реформаторская церковь в Петербурге. В 1862 году такую церковь было решено строить на свободном участке Большой Морской улицы на берегу Мойки. Раньше на этом участке располагался склад материалов при строительстве здания почтамта. До того времени немецкая община пользовалась храмом на Большой Конюшенной улице совместно с французской. Французы считались основателями реформаторской общины, потому имели право приходить первыми в церковь. Часто их служба затягивалась, что возмущало педантичных немцев. С течением времени было принято решение о строительстве нового храма для немецкой реформаторской общины.

Строительство церкви велось в 1862-1865 годах. Проект здания принадлежит Гаральду Андреевичу Боссе, руководил строительными работами Давид Иванович Гримм. Фасады здания были выполнены из красного кирпича без штукатурки. Церковь венчалась высокой башней-колокольней с узкими окнами. На первом этаже церкви размещалась школа и квартира пастора, на втором - двусветный храм.

Однако этой постройке Д.И. Гримма не очень повезло. В 1872 году в церкви произошёл сильный пожар. Реставрацией здания руководил Карл Карлович Рахау, по его проекту была увеличена высота колокольни и поднят потолок. А после революции, в 1929 году, здание было перестроено по проекту П.М. Гринберга и Г.С. Райца. Верхняя часть башни была срезана, на фасаде появились балконы и скульптура. Здесь разместился Дом культуры и техники работников связи, позже переименованный во дворец. При дворце работали кинозал, кружки, библиотека… До сих пор среди жителей Петербурга это здание на Большой Морской ул., 58 известно как ДК работников связи.

В 1872-1873 годах под руководством талантливого архитектора Д.И. Гримма было основательно перестроено здание манежа в Петербурге. Полностью было заменено перекрытие, во всех помещениях установлены новые отопительные приборы. Внутри, в центральной части южной стены здания появляется ризалит для размещения императорской ложи. На южном и северном фасадах вдоль наружных боковых стен в простенках между окнами установлены симметричные парные полуколонны. К западному торцевому фасаду был пристроен новый парадный вестибюль манежа. На фронтоне главного фасада здания появляются новые декоративные статуи. В тимпанах фронтонов западного и восточного фасадов были сделаны новые барельефы с изображением конных состязаний античных героев работы скульптора Д. Йенсена.

В 1876 году архитектор Д.И. Гримм разработал проект строительства православного Свято-Николаевского храма на территории знаменитой Брестской крепости. Решение о строительстве Брест-Литовской цитадели для укрепления западных рубежей России было принято Николаем I в 1832 году. Земляные работы начались в 1833 году, строительство укреплений - летом 1836 года, а в апреле 1842 года строительство Брестской крепости было завершено, над сооружением был поднят российский флаг и крепость вступила в число действующих крепостей Российской империи. Через несколько лет в центральной части крепости решили построить храм, проект которого и разработал Д.И. Гримм. Постройка храма, его роспись, внутреннее убранство, утварь обошлись казне в 300 тысяч золотых червонцев. Богатый алтарь, внутренние колонны, множество окон, роспись стен в романском стиле делали его одним из самых красивых храмов, построенных в центре Европы. Собор во время визитов в крепость неоднократно посещали русские императоры, чаще других бывали здесь Николай I и Александр III.

Среди других творений Д.И. Гримма в Санкт-Петербурге можно выделить доходный дом на наб. р. Мойки, 42 (1867-1870), церковь Покрова в Егерской слободе в Гатчине (1883). Его проект Великокняжеской усыпальницы (1885-1887) был осуществлен в 1896-1908 годах. По эскизам Д.И. Гримма выполнена отделка Золотой гостиной Зимнего дворца, библиотека Академии художеств. Он руководил установкой памятника императрице Екатерине II (1862-1873), создал колонну Славы в честь победы в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Этот памятник представлял собой чугунную тридцатиметровую стелу, составленную из 128 трофейных орудийных стволов общим весом в 170 тонн и увенчанную скульптурой богини победы Hики. Монумент, возведенный в 1885 году по проекту Д.И. Гримма и под личным руководством императора Александра III, был демонтирован в 1928 году. К 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году усилиями мастеров Новолипецкого Металлургического комбината памятник воинской славы был восстановлен по уцелевшим фотографиям и чертежам и занял свое прежнее место - на Измайловском проспекте перед церковью св. Троицы.

Имя архитектора Гримма хорошо известно не только в России, но и во многих европейских городах. Давид Иванович построил много церквей за границей. Например, он был архитектором первого православного храма в Швейцарии. В Женеве и ныне стоит во всем великолепии двойник церкви Святой Ольги - Крестовоздвиженская церковь (1861-1864), только пятикупольная. Д.И. Гримм проектировал церкви в Ницце (1865-1866), Лугано (1866), Копенгагене (1882-1884), Иерусалиме (1884-1885), а также в Риме, Ковно, Нью-Йорке и даже в Асхабаде, где Гримм был автором проекта православного храма (1887).

Церковь Марии Магдалины, или правильнее - русский православный Гефсиманский женский монастырь и церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины построили (с подачи архимандрита Антонина) после посещения Палестины Великими Князьями Сергеем и Павлом. Тогда и было решено соорудить храм в память о матери, императрице Марии Александровне. Александр III дал указание купить землю на склоне Елеонской горы и утвердил автора проекта - им стал профессор Института гражданских инженеров, академик Петербургской Академии художеств Давид Иванович Гримм. Архитектор поставил своей целью возвести нечто такое, что явилось бы "визитной карточкой" России на Святой Земле. Он построил ее в так называемом новорусском стиле, типичном для царствования Александра III. Семиглавая, миниатюрная на фоне Масличной горы красавица-церковь, с характерными московскими маковками и кокошниками, вписалась в окружающий ландшафт настолько, что стала его естественной составной частью. За церковь Марии Магдалины в Гефсимании Д.И. Гримм получил должность ректора архитектуры в Академии художеств, которую занимал в 1888-1892 гг., а с 1892 года был почетным ректором Академии.

Прекрасный знаток преимущественно церковных построек византийского стиля, Д.И. Гримм был кавалером орденов Станислава 1-ой степени и Анны 3-ей степени.

Двое сыновей Д.И. Гримма впоследствии были ректорами Петербургского (Петроградского) университета. Его сын, Герман Давидович Гримм (1865-1942), тоже стал архитектором, видным представителем модерна и неоклассицизма. Он был академиком архитектуры (1895), затем академиком Академии архитектуры СССР (1939). Его центральные произведения - церковь Иоанна Предтечи на Лесном проспекте в Петербурге (совм. с Г.Г. Голи), здание мемориального музея А.В. Суворова (1901-1904, в соавт. с А.И. фон Гогеном), Воскресенская церковь у Варшавского вокзала на наб. Обводного канала (1904-1908, в соавт. с Г.Г. Голи и А.Л. Гуном), здания гимназии и реального училища К. Мая (1909). В 1920-30-х гг. работал архитектором в системе Наркомата путей сообщения. Погиб он в блокадном Ленинграде.

Яркий представитель сословия "русских немцев", один из крупнейших мастеров "русско-византийского" стиля отечественного храмового зодчества, Давид Иванович Гримм всю свою творческую жизнь посвятил своей второй родине, России, русскому церковному зодчеству. Он умер в Петербурге 9 (21) ноября 1898 года и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
(URL: http://artru.info/ar/20838/)

Гримм Давид Иванович
Был удостоен 1-й золотой медали, и Г. получил право на пенсионерскую поездку за границу. Однако в связи с революционными волнениями в Европе пенсионерские поездки туда были отменены, и Г. по его предложению отправили в Грузию и Армению для изучения раннего визант. влияния в памятниках архитектуры этого региона. В дальнейшем эта ранняя экспедиция оказала большое влияние на его деятельность в области правосл. церковной архитектуры в визант. стиле. В 1852-1855 гг. в качестве пенсионера Г. путешествовал по М. Азии, Греции, Италии, Германии, Бельгии, Англии, Испании, Голландии и Франции, изучал памятники визант. зодчества. По возвращении в С.-Петербург в 1855 г. был удостоен звания академика архитектуры за пенсионерские работы.

В 1856-1863 гг. Г. преподавал в строительном уч-ще, где руководил составлением учебных проектов церквей. Служил в Мин-ве путей сообщения (с 1858 - в Департаменте проектов и смет; с 1865 - в Департаменте водяных сообщений). С 1862 г. почти до конца жизни Г. состоял членом-архитектором Технического комитета Главного инженерного управления Военного ведомства, руководил его строительными программами, в частности возведением храмов при воинских частях, особенно в зап. губерниях и Ср. Азии.
С 1859 по 1894 г. Г. преподавал в АХ, был одним из ведущих профессоров. Особое значение имел теоретический курс Г. по пропорциональности классических ордеров, над к-рым он начал работать еще в студенческие годы. По воспоминаниям И. Е. Репина, в АХ «самое большое впечатление производили лекции Гримма». В отсутствие ректора архитектуры А. И. Резанова Г. исполнял его обязанности, после его кончины был назначен на эту должность (1887). 27 янв. 1892 г. Г. подал прошение об отставке «ввиду расстройства сил и в особенности нервной раздражительности вследствие тяжелой борьбы переходного для академии времени». После отставки Г. - почетный член АХ, архитектор Высочайшего двора. Он - кавалер мн. гос. наград, включая орден св. Александра Невского. Г. состоял членом-учредителем С.-Петербургского об-ва архитекторов (с 1864), его председателем с 1888 по 1890 г. и почетным членом с 1891 г.; был также членом Об-ва древнерус. искусства (с 1869) и МАО (с 1869); входил в редколлегию ж. «Зодчий», где опубликовал ряд статей.
Как архитектор Г. выступал последовательным сторонником визант. стиля в архитектуре. Изданные им альбомы чертежей с комментариями «Памятники визант. архитектуры в Грузии и Армении» (СПб., 1859. Вып. 1) и «Памятники христ. архитектуры в Грузии и Армении» (СПб., 1866. 12 вып.) стали первыми профессиональными сочинениями о средневек. архитектуре Кавказа и научно-практическим пособием для архитекторов.
В качестве знатока визант. древностей Г. получил заказ на составление проекта собора в память крещения равноап. вел. кн. Владимира в Херсонесе Таврическом (проект 1859, построен в 1861-1879, внутренняя отделка 1883-1891; действующий), ставшего ключевым произведением визант. стиля. Крестообразное в плане здание с 3 апсидами отличается пирамидальным силуэтом, увенчано плоским куполом на барабане, покрытым черепицей; центральный объем окружают 2-этажные галереи. В нижнем этаже храма были сохранены фундаменты средневек. церкви. Фасады прорезаны полуциркульными оконными проемами. Многогранные апсиды, декор в виде выложенных в кирпиче крестов следуют оформлению кавказ. памятников. Одноярусный мраморный иконостас верхней церкви соответствовал визант. традиции. 4 окт. 1860 г., после академической выставки, Г. был удостоен звания профессора АХ за проект храма в Херсонесе.

Выполненный в той же стилистике (совместно с Р. А. Гедике) проект самого большого на Кавказе собора Кавказской Армии во имя блгв. кн. Александра Невского в Тифлисе (проект 1865-1866, получил 2-ю премию на конкурсе проектов, осуществлен в измененном варианте в 1871-1897, не сохр.) благодаря удачно найденному сочетанию тетраконха с крестово-купольной системой вызвал впосл. множество подражаний. В отличие от собора Св. Софии в К-поле, послужившего прототипом при составлении проекта, зданию была придана вертикальная динамика, к центральному объему, увенчанному световым барабаном, примыкали 4 полукупола, создавая композицию пространственного креста; на уровне нижнего этажа храм окружала крытая галерея. На фасадах с помощью облицовочного кирпича была имитирована визант. полосатая кладка со скрытым рядом. При почти 40-метровой высоте храма купол имел диаметр 13 м.
Элементы визант. архитектуры, использованные при строительстве херсонесского храма, были применены Г. при проектировании часовни, сооруженной в 1866-1868 гг. на месте кончины наследника цесаревича Николая Александровича в Ницце (по заказу имп. семьи), а также др. храмовых проектов (неосуществленные эскизы церквей в Париже, 1859, и на Смоленском кладбище в С.-Петербурге, 1861; ц. свт. Николая Чудотворца в Брест-Литовской крепости, 1851-1867; церковь в Рыбинске, 1868 (проект не реализован); часовни над захоронением К. В. Чевкина на кладбище в Ницце, 1875-1876; в Ливадии, 1887). В Ницце Г. построил также виллу Вальрозе для богатого петербургского предпринимателя П. Г. фон Дервиза, стилизованную в формах романской архитектуры (60-е гг.). Для того же заказчика в кон. 60-х гг. Г. спроектировал комплекс построек в имении Старожилово Рязанской губ. и в Казанской губ.
Рус. стиль занимал почти столь же важное место в творчестве Г., сколь и византийский. Оригинален облик ц. равноап. кнг. Ольги в Михайловке под С.-Петербургом (1861-1864; в наст. время восстанавливается): небольшой одноглавый четверик, квадратный в плане, окружен арочной галереей, узорочье фасадного декора сочетается с мотивами средневек. памятников Кавказа. По тому же типу сооружена рус. Крестовоздвиженская ц. в Женеве (1862-1864, действующая), но ее завершение сделано 5-главым. Церковь апостолов Петра и Павла в Старожилове (1869-1870) отличается сочетанием типа 3-нефной базилики с шатровой колокольней и отделкой в традициях архитектуры XVII в. Проект Г. лег в основу собора в честь Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте, возведенного архит. Х. И. Грейфаном (1875-1879; ныне действующий). Это базиликальный храм с высокой колокольней и необычной постановкой 3 декоративных главок в плоскости вост. фасада и 2 по сторонам колокольни. Для Троице-Сергиевой пуст. Г. спроектировал шатровую часовню в честь Рудненской иконы Божией Матери (1876; не сохр.).
Г. исполнил проекты церквей в Нью-Йорке (1864-1865; рус. стиль), в имении кн. Гагарина (1872), Баден-Бадене (1880; проект не реализован), Ашхабаде (кон. 80-х гг. XIX в.), часовни в Лугано, Швейцария (1872-1873). В поздний период творчества Г. создал образцы построек в стиле узорочья XVII в.: ц. блгв. вел. кн. Александра Невского при посольстве России в Копенгагене (1881-1883, постройка развивает мотивы храмов в с. Старожилове и в Кронштадте; за проект Г. был удостоен Большого Креста дат. ордена Данеброга), ц. равноап. Марии Магдалины в Гефсимании близ Иерусалима (1885-1888; построена по поручению вел. кн. Сергея Александровича, впосл. в нее были перенесены останки прмц. вел. кнг. Елисаветы), ц. Покрова Пресв. Богородицы в Егерской слободе близ г. Гатчина (ныне р-н Мариенбург Гатчины; 1885-1888; совм. с И. А. Стефаницем, действующая; облицована красным кирпичом и светлым камнем, увенчана декоративным 5-главием). Церкви в Копенгагене и Гефсимании сохранили внутреннее убранство. Г. участвовал в конкурсе на проект храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) на месте смертельного ранения имп. Александра II; входил в комиссию по его сооружению.


Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Брест-Литовской крепости. 1851–1867 гг. Архит. Д. И. Гримм
Хотя Г. был лютеранином, проектированием протестант. церквей он занимался значительно в меньшей степени. Ему было доверено строительство евангелической церкви на о-ве Эзель (совр. Сааремаа) (1859), англикан. церкви в Таммерфорсе (совр. Тампере) (1859), нем. реформатской церкви в С.-Петербурге по проекту Г. А. Боссе (1862-1865, полностью перестроена). Для Бессарабии составил проект реформатской церкви (1862-1864).
Работы Г. в области гражданского строительства немногочисленны, но разноплановы. В С.-Петербурге 5-этажный доходный дом С. Д. Башмакова (1868-1869) решен в стиле Людовика XVI с рустованными лопатками и разнообразными формами наличников окон. При реконструкции Конногвардейского манежа на Исаакиевской пл. (1872-1873) по центрам боковых фасадов Г. органично добавил группы дорических колонн, к-рые воспринимаются как элементы первоначального сооружения Дж. Кваренги. Г. выполнил отделку залов б-ки АХ (1868), ряд работ для Калинкинской больницы в С.-Петербурге. Он проектировал и новые по функции сооружения, напр. парки городских конно-железных дорог на Петербургской стороне и Васильевском о-ве (в 70-х гг. XIX в. были построены 48 зданий).
Особое место в творчестве Г. занимала мемориальная скульптура. Г. при участии В. А. Шрётера разработал архитектурную часть памятника Екатерине II в С.-Петербурге (1870-1873, общий проект выполнил худож. М. О. Микешин, фигуру императрицы - М. А. Чижов, статуи гос. деятелей - А. М. Опекушин; за эту работу Г. в 1873 был удостоен звания тайного советника): монумент в форме колокола на постаменте из серого гранита обращен к Невскому проспекту, поставлен посередине Екатерининского сквера, перепланированного Г., создавшим также эскизы фонарей и ограды.
Уникальным военным мемориалом являлась колонна Славы, воздвигнутая в память победы в русско-тур. войне 1877-1878 гг. перед Троицким Измайловским собором (1885-1886). Колонна, увенчанная фигурой Славы работы скульптора П. И. Шварца, была составлена из 5 рядов трофейных пушек (в 1930 памятник отправлен на переплавку, воссоздан в 2005). Событиям той же войны посвящен спроектированный Г. памятник для Болгарии в виде пирамиды (1878-1879).
Последняя большая работа Г.- проект Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости (1886-1887; доработан при участии А. О. Томишко в 1896). Здание представляет собой образец ретроспективной стилизации в рус. зодчестве рубежа XIX и XX вв. Новое сооружение гармонично вошло в сложившийся ансамбль крепости, несмотря на разностильность архитектурного решения: фасадный декор содержит отдельные черты, характерные для произведений франц. ренессанса и раннего классицизма, в меньшей степени - итал. барокко, объемное же построение здания, увенчанного фонариком с золоченой луковичной главкой, вызывает ассоциации с рус. архитектурой 1-й пол. XVIII в. Усыпальница возводилась после кончины автора проекта под рук. Томишко, в 1901-1908 гг.- Л. Н. Бенуа, к-рый внес в композицию ряд изменений.
Г. скончался в доме № 39 по 6-й линии Васильевского о-ва, куда переехал в 1893 г. с академической квартиры на Университетской набережной. Похоронен на Смоленском лютеран. кладбище, сохранилось семейное захоронение с высоким надгробием-обелиском.

Постройки военного ведомства:Манеж Лейб-гвардии Конного полка – 1804-1807, арх. Д. Кваренги; 1872-1873, изменены фасвды , арх. Д. И. Гримм; 1976-1977, реконструирован и приспособлен под выставочный зал, арх. М. В. Будневич, М. Д. Братчиков (Исаакиевская пл., 1; Конногвардейский бульвар, 2; Якубовича ул., 1); Штаб-офицерский дом-1882, арх. Д.И.Гримм, Ф.С. Харламов – Петропавловская крепость,Д.3, Лит. В; Колонна Славы, памятник (перед Троицким собором)


Арх.: РГИА. Ф. 789. Оп. 14. Д. 56; РНБ ОР. Ф. Собко. № 862. Л. 142-149.

Лит.: Журнал и отчет Имп. АХ за 1898 г. СПб., 1899. Протокол № 40; Д. И. Гримм: Биогр. очерк // Зодчий. 1898. № 11. С. 81-85; Д. И. Гримм: Некролог // Строитель. 1898. № 21. Стб. 860-863; Врангель Н. Н. Кат. старинных произв. искусства, хранящихся в Имп. АХ // Старые годы. 1908. Прил. С. 42-43; Архитекторы-строители С.-Петербурга сер. XIX - нач. XX в. / Под общ. ред. Б. М. Кирикова. СПб., 1996. С. 112-113; Соловьева Т. А. Фон Дервизы и их дома. СПб., 1996; Трубинов Ю. В. Великокняжеская усыпальница. СПб., 1997; Иванова Е. Б. Давид Гримм // Зодчие С.-Петербурга, XIX - нач. XX в. СПб., 1998. С. 433-446; она же. Вклад семьи Гримм в историю рус. архитектуры // Немцы в России: Петербургские немцы. СПб., 1999. С. 360-366; Акиньшин А. Н. Мат-лы к биогр. словарю воронежских архитекторов // Из истории воронежского края. Воронеж, 2002. Вып. 10. С. 80; Кириков Б. М., Штиглиц М. С. Петербург нем. архитекторов. СПб., 2002. С. 185-189; Кишкинова Е. М., Субботина Р. А. Визант. традиция в храмовом зодчестве юга Рос. империи 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. // Вестн. РГНФ. 2002. № 4. С. 128-130; Савельев Ю. Р. Визант. стиль в архитектуре России: 2-я пол. XIX - нач. ХХ в. СПб., 2005; http://www.pravenc.ru/text/168139.html)