Памятники

Сампсониевский собор. В память Полтавской победы Петр 1 повелел выстроить церковь и заложил ее «своими руками» на Выборгской стороне уже в 1710 году. Она была названа Сампсониевской, так как сражение произошло 27 июня, в тот день, когда церковь чтит память святого Сампсония Странноприимца.
Первоначально это была деревянная рубленая церковь без фундамента, небольшого размера, довольно низкая. Маленькие, почти квадратные оконца освещали внутреннее помещение церкви. Над двускатной крышей возвышался купол, состоящий из «небольшого барабана с шатровым шпицем». Именно так описывает церковь А. И. Богданов в своей книге «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга...», изданной Г. Н. Рубаном в 1799 году.


Сампсониевская церковь и колокольня. Рисунок в книге А. И. Богданова


Сампсониевская церковь имела несколько приделов. Единственное изображение этого очень скромного сооружения можно увидеть на гравюре в упомянутой выше книге первого историка Петербурга. К сожалению, по ней невозможно судить об архитектуре храма.
В 1728 году несколько южнее деревянной церкви началось строительство каменного храма, которое велось очень медленно. По всей вероятности, это было вызвано переносом в 1728-1732 годах столицы из Петербурга в Москву. Старый же, стильно обветшавший к тому времени деревянный храм был разобран по указу Анны Иоанновны в 1737 году.

Здание Сампсониевской церкви возводилось под наблюдением ярославского купца И. А. Лапшина. Ему вручили шестьсот рублей на строительство храма, пожертвованные частными лицами. Но эта сумма была настолько мала, что ее едва хватило на устройство фундаментов из бутового камня. Сооружение каменной церкви закончилось в 1740 году. Тогда же была освящен главный престол. Церковь имела два придела: Иоанна Богослова и Михаила Архангела.

 

По обычаю того времени, как свидетельствует А. И. Богданов, новый храм был одноглавый, однокупольный. Пятиглавый купол, который существует в настоящее время, появился в 1761 году вместо обветшавшего. В это время выполнялась значительная перестройка церкви. Для купола сделали каркас из толстых сосновых брусьев. Потом каркас обшили досками и покрыли белым кровельным железом. Но это не настоящий, а так называемый фальшкупол, носивший чисто декоративный характер. Главы его в форме луковиц были увенчаны крестами очень тонкой и изящной работы.

 

 

Устремляясь в высь, они придавали храму легкость и своеобразную прелесть. Тогда же с двух сторон здания были выстроены галереи – гульбища.
Композиционным центром ансамбля, его доминантой, является колокольня.

Источник:Баторевич Н. И. Благодарная Россия своим героям / Н. И. Баторевич. – СПб.: Стройиздат,1995. – С.64-78.