Памятники

Триумфальная арка - обрамляющее проезд торжественное архитектурное сооружение, которое обычно устанавливается на дорогах и площадках в знак победоносного завершения военного похода и в честь знаменательных событий. Триумфальные арки возникли в Древнем Риме, но эта архитектурная форма была заимствована у этрусков. Триумфальные арки могли иметь один проход (однопролетная арка) или три (трехпролетная арка), перекрытые цилиндрическими сводами на мощных пилонах, наверху располагался аттик с посвятительной надписью. Аттик увенчивала скульптура триумфатора или божества. В цоколе часто устанавливали урну с прахом полководца. Внутренняя поверхность арки декорировалась рельефом с изображением сцен церемонии триумфа и победных сражений. Создавали также и четырехстолпные арки (тетрапилы), обычно равнофасадные, которые сооружали на перекрестке улиц. У входа на мост или в цирк нередко ставили триумфальные ворота по типу пропилеев. Римские триумфальные арки отличались величием, помпезностью, монументальностью. Высота некоторых из них достигала размеров современного пятиэтажного дома.


Расцвет архитектуры монументальных арок и ворот в России приходится на петровский период и связан с победоносной Северной войной.
Первыми триумфальными воротами Петербурга являются Петровские ворота Петропавловской крепости, которые были построены по проекту архитектора Д. Трезини в честь освобождения берегов Невы от шведов.

Петровские ворота. Чертеж 18 в.


1 января 1712 года по возвращению Петра 1 из Прутского похода и заключению мира с Турцией на невском льду, напротив дворца Меншикова, была установлена однопролетная арка с четырьмя колоннами.

 


Фейерверк 1 января 1712 года в Санкт-Петербурге на Неве перед дворцом А. Д. Меншикова. А. Ф. Зубов

В 1714 году возвели трехпролетную триумфальную арку на Троицкой площади по проекту Д. Трезини в честь первой крупной победы русского флота у мыса Гангут. Ворота были поставлены «против Аустерии подле Петровского мосту». Средняя большая арка завершалась рельефом с изображением орла.

Тогда же у дворца Меншикова над небольшим каналом построили триумфальные Морские ворота. Над аркой были помещены барельефы летящих гениев Славы, несущих в картуше изображение Петра 1. 9 сентября 1714 года под звон колоколов и артиллерийские залпы по Неве прошла русская эскадра, ведя взятые в плен шведские корабли. На одной из картин, помещенной на арке, изобразили орла, налетаюшего «с великой силой на слона». Надпись на картине гласила: «Орел мух не ловит». Смысл надписи объясняется тем, что головной корабль шведской эскадры, захваченный в плен, носил название «Элефант» (слон). Одновременно под триумфальными воротами на Троицкой площади прошла торжественным маршем пехота.


Вид Васильевского острова и триумфального ввода шведских судов в Неву после победы при Гангуте. 1714 г.  А. Ф. Зубов

 В начале 1730-х п. на Троицкой площади возвели новые триумфальные ворота в стиле барокко. Строил их архитектор М. Земцов по проекту Д. Трезини. Они представляли собой двухъярусную арку с тремя проходами. Фасад ворот был украшен десятью колоннами в первом ярусе и шестью во втором, раскрашенными под мрамор. Над главным проходом был помещен резной деревянный герб. Пьедесталы, карнизы, рамки имели разнообразные формы. Все резные детали - гербы, гирлянды, капители - покрыли поталью, имитирующей листовое сусальное золото, а арку  с колоннами и пилястрами раскрасили под мрамор. Более двадцати статуй, среди них фигуры воинов с мечами, стояло на первом и втором ярусе. По сторонам высокого аттика восседали гении Славы с трубами в руках, а на самом верху на высоком суживающемся постаменте помещалась женская фигура со скипетром и державой в руках. Триумфальные ворота на Троицкой площади строились архитектором М. земцовым по проекту Д. Трезини. Руководствуясь утвержденным чертежом, Земцов вносил дополнения по мере возведения ворот, наблюдая за работой столяров, резчиков и живописцев. К началу января 1732 года Георг Гзель по тематическому списку и размерам, полученным от архитектора, написал на полотне шестьдесят восемь «картин», завершив сложное убранство триумфального сооружения, типичного для русского барокко. Триумфальная арка на Троицкой площади после возвращения в январе 1732 года царского двора в Петербург простояла недолго, но Аничковские и Адмиралтейские ворота более двадцати лет украшали Невскую перспективу.


Вторые триумфальные ворота на Троицкой площади. 1732 г.
Гравюра Н. Челнакова 1779 г. по рисунку А. Богданова 1742 г.

 Аничковские триумфальные ворота у моста через Фонтанку, которая в 1731 году служила естественной границей города, возводили Трезини и Земцов. Так же, как и Троицкие ворота, это произведение принадлежало им в равной мере.  Арка у Аничкова моста имела три пролета. Самый высокий - средний - выделялся помещенным над ним резным гербом с короной. Поле стены между пролетами декорировалось парными колоннами на высоком цоколе. Завершением арки служил купольный бельведер-фонарь, увенчанный статуей. Углы фонаря декорировались у основания купола четырьмя золочеными «стоящими» двуглавыми орлами. Над пролетом арки высились шестнадцать статуй, их головы, руки и ноги были вырезаны из липы и позолочены, а драпировки в виде античных одежд сделаны из раскрашенного холста. Для подъема на кровлю ворот, которая служила галереей для почетных гостей и музыкантов, имелись внутренние лестницы. Скульптурное убранство сочеталось с живописным. По специальным эскизам Аничковские триумфальные ворота были украшены пятнадцатью картинами аллегорического содержания и эмблемами. На самом большом холсте в одном из проемов фонаря был написан портрет императрицы в полном коронационном облачении.


Аничковские триумфальные ворота. 1732 г. Гравюра Н. Челнакова 1779 г. по рисунку А.Богданова 1742 г.

Адмиралтейские триумфальные ворота первоначально построили в 1732 году на средства Адмиралтейства. Эти работы велись под руководством адмиралтейского архитектора И. К. Коробова, который в это время перестраивал Адмиралтейство.  Адмиралтейские ворота были решены Коробовым в виде трехпролетной арки, завершенной башенкой-бельведером. Ее купол по силуэту напоминал Адмиралтейский. Применив для оживления фасада сдвоенные колонны на высоких постаментах, Коробов придал облику ворот больушую пышность, обильно используя скульптуру и резьбу. Резные золоченые гирлянды со множеством перевязей свешивались под сводами средней (большой) и двух боковых (малых) арок и окаймляли проемы башенки. Резной картуш служил обрамлением рельефного изображения двуглавого орла. Прихотливо изогнутые рамы над малыми арками выделяли четыре «главнейшие картины». Тридцать две статуи стояли по всей балюстраде, а тридцать третья венчала купол бельведера. Триумфальные ворота украшались статуями, выполненными из дерева и серого цемента. Их делали намазным способом, придавая им вид вырубленных из пудожского камня.

 

  

Первые (1732 г.) Адмиралтейские триумфальные ворота.
Гравюра А. Рудакова1779 г. по рисунку А. Богданова 1742 г.

 В январе 1732 года по заранее разработанному церемониалу императорский двор въехал в Петербург. Переезд ознаменовал возвращение городу значения российской столицы. Во многих номерах «Санкт-Петербургских ведомостей» содержались заметки об этой триумфально обставленной церемонии. Вдоль Невской перспективы между выстроенных шпалерами восьми гвардейских полков «при непрестанном звонении колокола, многих пушек палении и при восклицании от возрадовавшихся жителей и солдат» под Аничковскими и Адмиралтейскими воротами проследовали литаврщики, трубачи, эскорт драгун, делегации русского и иноземного купечества, окруженные гайдуками и запряженные цугом кареты «императорской фамилии», именитых особ, придворного штата и иностранных представителей. 


   Вторые (1742 г.) Адмиралтейские триумфальные ворота.
Гравюра А. Рудакова1779 г. по рисунку А. Богданова 1742 г.

Адмиралтейские и Аничковские ворота сохранялись без изменений до 1741 года, когда на российский престол взошла Елизавета Петровна.
К приезду новой императрицы в Петербург Аничковские триумфальные ворота решили частично обновить, внеся нужные изменения в скульптурный и живописный декор, а Адмиралтейские ворота, более сложные по оформлению и сильнее пострадавшие от времени и пожара в Морской слободе построить заново «по особливому образцу».
В это же время были подготовлены два больших альбома (хранятся в ГЭ), содержащие изображения общего вида ворот, отдельных картин, эмблем и их подробное описание. Это описание было издано отдельной брошюрой.
Оформление триумфальных ворот Невской перспективы в 1742 году было посвящено прежде всего прославлению успехов русских армий в борьбе с войсками шведского короля. Так в описании Аничковских ворот говорится, что они посвящены «Елизавете Петровне – шведов победительнице, всю Финляндию державе своей покорившей».
Чертеж Аничковских ворот в измененном виде, подписанный «архитектурным гезелем» Григорием Дмитриевым, показывает, что при перестройке было сохранено трехчастное деление и двухъярусность. Фасад, расписанный под красный мрамор, декорировался восемью гладкоствольными, лазоревого цвета колоннами с золочеными коринфскими капителями. Значительное место в декоре Аничковских ворот отводилось скульптуре. «Фонарь» второго яруса увенчали фигурой Минервы – Афины Паллады в полном воинском облачении, с четырьмя резными золочеными орлами у основания купола. По сторонам карниза большой арки поместили лежащие женские фигуры, а над архивольтом арки – крылатых Слав, несущих над ней пышный барочный картуш с короной.
На лицевых сторонах «фонаря» помещались большие парадные портреты Елизаветы. Шестнадцать картин, размещенных на пилонах в резных золоченых рамках, изображали главным образом сражения 1741-1742 годов. На цоколе и в простенках были закреплены двадцать четыре написанные на холсте эмблемы воинской доблести.
Адмиралтейские триумфальные ворота в 1742 году возвели заново по проекту Пьетро Антонио Трезини. Архитектор решил их в виде двухъярусной сквозной однопролетной ротонды так, чтобы «был в них проезд со всех четырех сторон». Такая композиция диктовалась установкой триумфальной арки на перекрестке Невского и Большой Морской улицы. Каждый из четырех срезанных углов был декорирован парными колоннами и пилястрами композитного ордера, которые завершались статуями. Купол «фонаря» венчался скульптурой трубящей Славы. По сторонам от нее сидели крылатые женские фигуры со щитами. Архивольт арки акцентировался барочным картушем и фигурами летящих гениев, возносящих корону. Скульптуры находились также и с внутренней стороны арки и в нишах пилонов. На гранях «фонаря» второго яруса были натянуты большие холсты с изображением апофеоза Елизаветы, на пилонах и простенках помещались двенадцать картин и пятьдесят шесть эмблем.


Вторые Адмиралтейские ворота в перспективе Невского проспекта.
Фрагмент гравюры по рисунку М. Махаева. 1753 г.


Большое значение в облике Адмиралтейских и Аничковских ворот играл цвет. Адмиралтейские ворота были расписаны под зеленый мрамор, колонны окрашены в цвет порфира, карнизы в белый цвет. Все деревянные резные части скульптур, капители, картуши, рамки золотились. Холщовая «одежда» скульптуры для твердрсти пропитывалась олифой и гипсом и ярко расписывалась. Адмиралтейские ворота дополнялись четырьмя фигурными постаментами, стоящими напротив каждого из пилонов. На постаментах были скомпонованы символические трофеи – доспехи, щиты, знамена, орудийные стволы.
В декоративном оформлении обоих триумфальных ворот 1742 года принимали участие русские резчики из «команды» Конрада Оснера и живописцы под руководством Ивана Вишнякова.
Смысловое содержание декора ворот придало главной магистрали северной столицы подчеркнутую торжественность. Неудивительно, что иностранцы, въезжавшие в Петербург через Аничковские и Адмиралтейские ворота, не раз упоминали их, описывая красоту Невского проспекта.

В начале 1751 года был издан указ: « ... находящиеся здесь в Санкт-Петербурге деревянные ворота первые у Зеленого моста близ Зимнего дому, другие называемые Аничковские разобрать, а вместо оных поставить каменные». И уже в августе 1751 года ворота были разобраны под руководством Х. ван Болеса и И. Вишнякова. В 1762 году «правительствующего Сената архитектории гезелем»  Алексеем Уваровым был подготовлен проект новых триумфальных ворот на Невской перспективе. Проект ворот, прославляющих победу русского оружия в Семилетней войне не был утвержден Петром III,преклонявшимся перед Фридрихом II.

 В последующие годы город и пригороды украсили великолепнейшие шедевры архитектуры и среди них были и триумфальные арки и ворота: Нарвские, Московские, Главного штаба, Новой Голландии и т. д.

Источник: Раскин А. Г.  Триумфальные арки Ленинграда / А. Г. Раскин. - Л.: Лениздат,1977. - С. 35-53.