Памятники

На небольшой площади Стачек (до 1923 года площадь называлась Нарвская) стоит великолепный торжественный монумент Славы, памятник в честь победы над Наполеоном. Это триумфальные Нарвские ворота.
Закончилась война 1812 года. После изгнания французских войск из России русская армия, дошедшая с победами до Парижа, возвращалась на Родину. Для торжественной встречи, как уже повелось с петровских времен, было решено возвести в Петербурге триумфальную арку в честь гвардейских войск. Составление проекта поручили одному из самых знаменитых в то время зодчих Джакомо Антонио Кваренги, работавшему в столице и ее пригородах. Кваренги разработал два варианта триумфальных ворот. Из двух представленных зодчим проектов был осуществлен вариант однопролетной двенадцатиколонной арки. За недостатком времени ее выполнили из дерева и алебастра. Шесть статуй античных воинов с венками в руках располагалась между колоннами. Шесть барельефов с изображением баталий украшали аттик арки, а на карнизе ее размещались двенадцать фигур гениев Победы. Полная экспрессии скульптурная композиция завершала арку: в колеснице, запряженной шестеркой лошадей, стояла крылатая богиня Славы, держа лавровый венок. Весь скульптурный декор триумфальной арки был исполнен скульптором Иваном Ивановичем Теребеневым.


Торжественное возвращение гвардии 31 июля 1814 г. в С.-Петербург и торжественное прохождение через Нарвские ворота. Гравюра И. Иванова


Надписи дополняли убранство этого парадного сооружения. На пилонах ворот перечислялись названия гвардейских полков, а на аттике было начертано: «Победоносной Российской императорской гвардии жители Столичного города святого Петра, от имени признательного Отечества (в день 30 июля 1814 года»). В этот самый день под сводами величественной арки прошли овеянные славой воины-герои различных полков, участвовавших в сражениях. Военные оркестры играли победные марши, в честь героев звучали хвалебные гимны и кантаты в исполнении придворных певцов и музыкантов. Народ приветствовал победителей.


Нарвские ворота. Акварель Дж. А. Кваренги

Триумфальная арка, построенная из дерева и алебастра, постепенно приходила в негодное состояние и уже через 10 лет своим видом не отвечала тому назначению, которому призвана была служить. Однако «здание, которое должно напоминать будущим поколениям» о славе Отечества, «должно быть вековечным». Поэтому встал вопрос о строительстве новых, но уже каменных ворот.
В 1824 году генерал-губернатор столицы Михаил Андреевич Милорадович докладывал Александру 1 о бедственном состоянии существующих Нарвских триумфальных ворот. В соответствии с последовавшим «высочайшим РИСКРИПТОМ» новую триумфальную арку надлежало «соорудить из мрамора, гранита и меди». Боевой генерал штаба А.В. Суворова, герой Отечественной войны 1812 года, командовавший гвардейским корпусом, М.А. Милорадович считал своим долгом принять руководство по сооружению памятника в честь всей Гвардии. Предварительные соображения по строительству каменных ворот были представлены царю и одобрены им. Однако на проект составленный под руководством и при непосредственном участии А.Н. Оленина, «высочайшего утверждению» не последовало. Со смертью Александра 1 в ноябре 1825 года и гибелью М.А. Милорадовича, смертельно раненного П.Г. Каховским 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, все работы, связанные с сооружением Нарвских ворот, были прекращены.
Только в 1827 году вернулись к вопросу о возведении триумфальной арки в честь гвардейского корпуса. 14 августа был обнародован указ Николая 1: « ... соорудить в честь Гвардейского корпуса именные триумфальные ворота, сохранив притом сколь можно вид таковых временных ворот по плану архитектора Гваренги». Этим же указом был утвержден «Комитет о сооружении Триумфальных ворот в честь Гвардейского корпуса» под председательством великого князя Михаила Павловича. Среди членов комитета были президент Академии художеств А.Н. Оленин и архитектор В.П. Стасов.
Архивы сохранили нам уникальные материалы по строительству Нарвских триумфальных ворот, воздвигнутых в честь славных побед гвардейцев в 1812-1814 годах.


Нарвские ворота. Акварель В. П. Стасова


Прежде всего А.Н. Оленин распорядился снять «с большою точностию меры всех архитектурных частей» ворот. Кроме того, были сделаны «шаблоны с карнизов, капителей, баз и прочего для сохранения во всей неприкосновенности отличной профилировки или очертания» триумфальных ворот Д. Кваренги. Иначе говоря, старые ворота представляли собой «большую модель» для новых, сооружавшихся из камня. В 1829 году деревянная арка была разобрана. Оленин настолько высоко ценил мастерство выдающегося зодчего, что даже не предполагал, что кто-нибудь стал бы «поправлять по части зодчества столь счастливый вымысел знаменитейшего из современных нам архитекторов».
Создание проекта новой триумфальной арки при бережном сохранении замысла Кваренги поручили В.П. Стасову, который в кратчайший срок выполнил все чертежи. Новую арку решено было установить чуть дальше городской границы, у моста через речку Таракановку (речку засыпали в 20-е годы ХХ века в связи со строительством Дворца культуры им. Горького и благоустройством площади Стачек).
Сооружение триумфальных ворот началось с устройства фундамента, по окончании которого 26 августа 1827 года состоялась торжественная закладка монумента Славы. Это был день пятнадцатой годовщины Бородинского сражения.
Именно в этот день, в пятнадцатую годовщину сражения, в присутствии почти десяти тысяч гвардейцев - ветеранов войны 1812-1814 годов - по традиции в основание памятника уложили закладные камни. На торжественную церемонию были приглашены георгиевские кавалеры, награжденные серебряными медалями за победу в Отечественной войне. На груди многих воинов на андреевско-георгиевской ленте сияли медали «3a взятие Парижа». Вот как описывает это торжество Гранвиль, путешествовавший в то время по российским дорогам, в своей книге «Санкт-Петербург. Дневник путешествия»: «Первый камень в основание этого гигантского сооружения, которое будет соперничать в великолепии и размерах не только с развалинами великого Рима, но также и с некоторыми колоссальными египетскими храмами, был положен с величайшей воинской пышностью ... Император прибыл верхом к месту закладки, и все генералы, офицеры и солдаты гвардии, награжденные медалями за взятие Парижа, числом около десяти тысяч, присутствовали на этой церемонии. Этот монумент сооружен в вечное празднование возвращения триумфальной гвардии из Парижа после славной кампании 1812 года ... »
Одним из самых сложных вопросов, вставших перед создателями триумфальной арки, был вопрос выбора материала. Тот же Гранвиль пишет, что президент Академии художеств А.Н. Оленин любезно подарил ему коллекцию из сорока восьми квадратных образцов прекрасно отполированных уральских порфиров, яшмы, агата и гранита». Это были образцы пород, а также различных мраморов с их богатой гаммой цветов и оттенков, которые В.П. Стасов предполагал использовать для триумфальной арки.
После длительных поисков в конце 1827 года А.Н. Оленин и В.П. Стасов предложили Комитету новый вариант сооружения, причем для облицовки его предполагалось использовать медь. В соответствии с этим предусматривалось выполнение бронзовой одежды» для всех частей триумфальных гвардейских ворот», возводившихся из кирпича. Это означало, что стены арки должны быть покрыты бронзовыми «изразцами на закрепках, а все архитектурные детали и украшения, а также колонны «следовало выполнить из кованой листовой бронзы. Кроме того, особенность сооружаемых ворот заключалась еще и в том, что подобной облицовки «знаменитых древних и новейших памятников сего рода», как писал Оленин, еще никогда не было. Таким образом, Нарвские ворота, возводившиеся по новому методу, были «первыми и единственными в своем роде».
Долгожданное разрешение императора Николая 1 на сооружение триумфальных ворот «из кирпича с медною одеждою» было получено только 21 мая 1830 года. Сразу же приступили к возведению памятника Славы. Уже осенью следующего года был возведен каменный массив триумфальной арки из пятисот тысяч кирпичей и начались работы по отливке медной «одежды» для облицовки. Стасов считал, что величина и форма медных листов должны быть такими, какие «потребуют архитектурные части».
Все богатое и сложное скульптурное убранство ворот, исполненное лучшими российскими мастерами - академиками и профессорами Академии художеств: В.И. Демут-Малиновским, С.С. Пименовым, П.К. Клодтом, Н.А. Токаревым, М.Г. Крыловым и И.И. Леппе, - зодчий подчинил строгой архитектуре
В 1830 году ваятели получили заказы на исполнение гипсовых моделей огромных статуй «для выбития из меди». Все работы по отливке и чеканке «со всем возможным совершенством» производились на Александровском чугунолитейном заводе под непосредственным наблюдением директора М.Е. Кларка. Мастера-чеканщики виртуозно выбивали изящные архитектурные детали: карнизы, фризы, части капителей.
26 сентября 1833 года в Комитет по сооружению ворот поступило сообщение В.П. Стасова о «совершенном окончании» триумфальной арки. Торжественное открытие памятника состоялось в день 20-й годовщины Кульмской битвы - августа 1834 года.

Перед нами грандиозное сооружение высотой 23 м и шириной 28 м. Двенадцать каннелированных колонн, украшающих арку, оканчиваются мастерски прорисованными капителями коринфского ордера. Они несут аттик с фигурами гениев Победы, исполненными по моделям скульпторов Н.А. Токарева и М.Г. Крылова. По сторонам арки между колоннами установлены фигуры четырех воинов, автором которых был талантливый русский скульптор В.И. Демут-Малиновский. Эти сильные и мужественные ратники, облаченные в древнерусские доспехи, протягивают лавровые венки, как бы приветствуя и осеняя славой победителей. Над фигурами воинов - барельефы с изображением летящих гениев Славы с венками и пальмовыми листьями в руках, исполненные скульптором И.И. Леппе.
На самом верху ворот приковывает взгляд великолепная, украшенная лепкой колесница Славы, запряженная шестеркой вздыбленных коней. Автором победной колесницы был Василий Иванович Демут-Малиновский.
Могучие кони отлиты по моделям скульптора П.К. Клодта. Все работы Петра Карловича Клодта фон Юнгенсбург, выдающегося русского скульптора, бронзолитейщика, академика, почетного члена многих европейских академий, отличались изяществом и мастерством лепки.
Великолепные кони с развевающимися гривами, исполненные для Нарвских ворот, были первой большой работой молодого скульптора. Он выполнил ее по поручению Николая 1, будучи еще вольнослушателем Академии художеств. Комиссия, принимая работу, отмечала: «Сия модель во всех частях отделана с желаемым успехам».
В торжественной колеснице, завершающей триумфальные ворота, гордо стоит крылатая богиня Славы в легкой тунике, держа в правой руке лавровый венок, а в левой - большую пальмовую ветвь символ миролюбия и славы. Фигура Славы отлита по модели профессора С.С. Пименова.


Нарвские ворота. Гравюра Голани. 1830-е гг.

 

 

Большое количество надписей, помещенных на аттике, фризе, пилонах и под сводами арки, воскрешают героические сражения Отечественной войны 1812 года. Текст их был составлен А.Н. Олениным и утвержден Николаем 1. В центре аттика надпись: «Победоносной Российской Императорской гвардии Признательное Отечество в д. 17 . августа 1834 г.» Па краям аттика перечислены места основных сражений русской гвардии: Бородино, Тарутино, Малоярославец, Красное, Кульм, Ф. Шампенуаз, Париж. На фасадах триумфальных ворот указаны названия гвардейских полков, прославившихся в жестоких боях, среди них: Семеновский, Преображенский, Павловский, Кавалергардский, Гусарский, Егерский и др. Помимо перечисленных, на арке есть еще надписи. На главном фризе: «Повелением Александра Первого»; в нишах на боковых фасадах: «Начаты 26 августа 1827 года», «Открыты 17 августа 1834-г.»; под сводами: «Сооружены с значительным денежным участием начальствовавшего гвардейским корпусом генерала Уварова». Став генералам в 27 лет, Федор Петрович Уваров проявил отвагу и храбрость на полях сражений в 1805-1807 годах и во время Отечественной войны 1812 года. Бесстрашный генерал пользовался уважением в армии, считался отличным кавалерийским офицерам. Следует отметить, что именно Ф.П. Уварав внес на сооружение триумфальных ворот 400 тыс. рублей из 1 миллиона 110 тысяч рублей общей суммы стоимости строительства.

Все в торжественных воротах - и скульптурный декор, и памятные надписи - подчеркивало величие прекрасного сооружения выдающегося зодчего В.П. Стасова.

Триумфальная арка, сооруженная «в память потомству», в честь славных побед российского воинства, оформила парадный въезд в столицу. В честь открытия Нарвских ворот выпустили памятную медаль, авторами которой были А. Губе, П. Уткин и А. Клепиков.
Первоначально в помещениях Триумфальных ворот, расположенных в трех этажах и подвалах каждого пилона, предполагалось устроить мемориальный музей. Однако в них разместились казармы для солдат караульной службы. В конце 1880-х годов внутренние помещения использовались для хранения документов по истории Петербурга, составлявших часть архива городской Думы.

 


9 января 1905 года у Нарвски ворот. Гравюра

 

Значительный ущерб памятнику был нанесен сильным пожаром, когда, как свидетельствуют архивные документы, «толпою рабочих и солдат он был подожжен 28 февраля 1917 года». В те годы Нарвская площадь была местом, где проходили манифестации и митинги рабочих Нарвской заставы. В пламени огня погибли книги и бесценные архивные дела, имевшие огромное значение для истории города. В самой же Tриумфальной арке «были выбиты бронзовые наружные украшения с надписями».

В годы Великой Отечественной войны Нарвские ворота оказались в прифронтовой полосе. Они сильно пострадали от разрывов бомб и снарядов. Свыше 2 тысяч пробоин получила медная обшивка сооружения. Обрушилась часть карниза, были отбиты отдельные детали. Все 900 блокадных дней и ночей, ничем не защищенные, Триумфальные ворота героически выстояли вместе с мужественными ленинградцами. Защитники Ленинграда, танки и артиллерия проходили под аркой, направляясь на фронт, чтобы отстоять родной город.

 

 

И вновь под ее сводами прошли войска Ленинградского фронта уже в день Победы. Настал день, о котором мечтали ленинградцы, мечтала вся страна, день, когда, приветствуя войска и крылья мечевидные расправив, над нами встанет бронзовая Слава, держа венок в обугленных руках. ( О.Берггольц)

В 1949-1952 годах приступили к реставрации Триумфальной арки, под руководством архитектора И.Н. Бенуа. Ремонту подверглись гранитные части ворот, были очищены от краски и покрыты сусальным золотом буквы надписей (многие надписи в довоенные годы были закрашены). Заново сделали медную кровлю, восстановили чугунные лестницы и полы. В результате ворота обрели свою былую красоту и величие. С 1987 года в помещениях Триумфальной арки разместилась экспозиция, посвященная Отечественной войне 1812 года, воскрешающая героические события истории Отечества.

Нарвские ворота. Ленинград. 1959 г.

 

 Источник: Баторевич, Н. И. Благодарная Россия своим героям : Об архитектуре и истории сооружений памятников воинской славы в Санкт-Петербурге / Н. И. Баторевич. - СПб. : Стройиздат СПб, 1995. - 296 с. : ил