Памятники

Еще в конце ХУIII века Екатерина II поручила французскому архитектору и художнику Ш.-Л. Клериссо разработать проект памятника, увековечивающего ратные подвиги российского воинства и «процветающую» Россию. Под впечатлением от рисунков Клериссо 7 ноября 1780-го года Екатерина II пожелала, «чтобы он мне сделал рисунок ворот города Петербурга на дороге в Москву». В 1781 году он подал проект монумента на рассмотрение Екатерины 11. В соответствии с замыслом архитектора триумфальный памятник представлял собой довольно массивные ворота с широким средним арочным проездом и двумя небольшими проходами, по сторонам которых были установлены колонны. Каждая пара колонн завершалась антаблементом. На аттике арки архитектор расположил скульптурные группы. Сложные многофигурные композиции, на высоких пьедесталах размещались по сторонам проходов и проезда.


Проект триумфальных ворот на Московской дороге. Ш.-Л. Клериссо. 1781 г.

В письме к барону Гримму, выступавшему посредником в отношениях с Клериссо, Екатерина писала: « ... я не ограничусь рисунками, я закажу ему целую модель, сделанную под его присмотром со всеми его размерами, и вы можете сказать ему, что мы здесь строим набережные из гранита, камня и мрамора, что это доставляет удовольствие, когда ворота на пути из Ливонии гранитные, и чтобы он не стеснялся в выборе материала». Клериссо немедленно начал работу над проектом. Для исполнения барельефов, украшавших ворота, он привлек скульптора Никола-Франсуа Жилле. Помимо шести графических листов большого формата Клериссо создает гипсовую модель. Как свидетельствовал Гримм: «Клериссо работал в течении четырех с половиной месяцев без остановки и почти день и ночь над моделью ее ворот, чтобы не пропустить сезон навигации». Модель ворот произвела большое впечатление на Екатерину. Она писала, перечисляя свои новые приобретеня : «Посреди всего этого возвышаются ворота Клериссо, которые очень хороши на вид, но дороги в исполнении: нужно будет подумать».
В итоге, Клериссо получил почетное звание «Первого архитектора императрицы», а ворота, после того как Екатерина хорошенько подумала, так и не были построены.
До настоящего времени сохранились не только чертежи Клериссо, но и авторская модель ворот. Она хранится в Музее Академии художеств.


Модель триумфальных ворот Ш.-Л. Клериссо.

 

Следующая альтернатива связана с именем архитектора А. К. Кавоса. В 1831 году он разработал проект «площади Победы». Проект, посвященный победе в Русско-Турецкой войне 1828-1829 годов, отличался большим размахом. Сама площадь, замкнутая по окружности решеткой из копий, становилась местом сразу для нескольких монументов. Со стороны города на площадь вела трехпролетная дорическая колоннада. Справа и слева от центральной точки площади должны были стоять две пирамиды, посвященные победам, одержанным на Кавказе и на Балканах. На них должны были поместить названия городов, у которых происходили сражения. А со стороны въезда в город от Москвы должна была встать трехпролетная триумфальная арка. Однако проект Кавоса также не был реализован, причем по той же самой причине, что и проект Клериссо - слишком большая стоимость.


Проект триумфальных ворот на Московской дороге. А. К. Кавос. 1831 г.

 

В 1824 году президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин высказал пожелание возвести «ворота в честь целого Российского войска при въезде в город из Москвы». Его патриотические идеи полностью разделял архитектор В.П. Стасов, который в 1827 году разработал проект триумфального памятника. Это должно было быть грандиозное сооружение в виде мощного чугунного двадцатиколонного портика с богатым скульптурным декором из меди и колесницей Славы. Но только в 30-е годы XIX столетия вернулись к вопросу установки на Московском проспекте триумфальной арки. К тому времени заканчивалась русско-персидская война 1826-1828 годов, которая была, по выражению Александра Сергеевича Грибоедова, «самая несчастная, медленная и безотвязная». Под натиском штурмующих пала крепость Эривани - «оплот Персии». Дерзкое сражение, во время которого русские войска под командованием генерал-адъютанта Ивана Федоровича Паскевича «врезались» в ряды неприятеля и «7000 русских разбили 35 000 персиян», произошло при Елисаветполе (г. Гянджа на территории совре-менного Азербайджана).
Завоевание русскими войсками Тавриза, этой важной и сильно укрепленной крепости, вынудило иранское правительство просить мира. В выработке условий мирного договора «до мелких .подробностей», обдуманных «с строжайшей точностью», деятельное участие принимал А.С. Грибоедов. 10(22) февраля 1828 года в небольшом местечке Туркманчай, расположенном на пути к столице Персии Тегерану, был заключен мирный договор «в XVI статьях», по которому к России отошли Эриванское и Нахичеванское ханства. Он подтвердил «право России держать военный флот на Каспийском море». 14 марта 1828 года российская столица торжественно встречала поэта и посланника в Персии А.С. Грибоедова, привезшего условия «мирного трактата». 201 пушечный выстрел с Петропавловской крепости возвестил столице об этом знаменательном событии. Ужасна была судьба А.С. Грибоедова - одного из главных авторов Туркманчайского трактата! Блестящий русский поэт, композитор, прекрасный политик и дипломат, непосредственный участник персидской кампании, «один из самых умных людей в России», единственным стремлением которого было добиваться «уважения к России и ее требованиям», полномочный «министр в Персии», он был «предательски зарезан в Тегеране со всею миссиею ».

Едва отгремели залпы победного салюта, как в Петербурге узнали о нарушении Турцией мирного договора. Россия была втянута в новую войну. В конце марта 1828 года были окончательно разорваны дипломатические отношения м Оттоманской Портой, которая «с особенной деятельностью» готовилась «начать кампанию и обеспечить себя верными успехами». Однако уже в конце июня пала неприступная крепость Карс.
Одержав ряд побед над войсками Оттоманской Порты на Дунайском побережье, русская армия под командованием генерала Ивана Ивановича Дибича взяла древнюю столицу Турции Адрианополь. Именно здесь был заключен и подписан 2 (14) сентября 1829 года «Трактат вечного мира» с Турцией в честь победоносного окончания двух войн - с Персией и Турцией, - в честь всего российского войска в Санкт-Петербурге создавался мо¬нумент Славы, автором которого был один из выдающихся зодчих - Василий Петрович Стасов. Работая над памятником, он представил в 1831 году проект парадной колоннады дорического ордера «В подражание Афинским пропилеям того же ордера». Талантливый русский архитектор взял за образец прекраснейший памятник античности гениальное творение зодчего Древней Греции Мнесикла - вход в Акрополь в Афинах, построенный в 437-432 годах до н.э.

Несколько томов архивных дел по сооружению Московских ворот, находящиеся в Российском государственном историческом архиве дают полное представление о строительстве памятника Славы у Московской заставы.
В.П. Стасов предложил два варианта ворот в виде пропилей, отличавшихся своими габаритами. Назначая размеры, зодчий предполагал, что «среднее расстояние колонн будет для разъезда двух экипажей по четыре лошади, рядом впряженных, два боковых - для обозов, а крайние к углам - для пешеходов ... » Сам Стасов считал необходимым исполнение варианта большого размера.

Для возведения этого внушительного сооружения требовалась значительная территория. Такое место в столице было найдено. В это время по проекту инженера генерал-майора Петра Петровича Базена велось строительство Нового Обводного канала, начатое еще в 1805 году по проекту военного инженера Герарда. Канал стал новой южной границей города. Базен предложил использовать свободное пространство между Лиговским и Новым Обводным каналами, считая его наиболее удобным для возведения Триумфальной арки. Именно здесь можно было «со всякою удобностию разместить новые триумфальные ворота». Этим решался и градостроительный вопрос - парадно оформлялся въезд в столицу. Проект В.П. Стасова, а также план установки торжественной а арки на указанном месте, предложенный П.П. Базеном, были утверждены Николаем 1 в начале 1834 года.

Уже не первый раз зодчий обращался к такого рода архитектурной композиции. В 1814 году Стасов воздвиг в Царском Селе торжественную арку «Любезным моим сослуживцам» - триумфальные ворота для встречи российских войск, возвращавшихся после окончания войны 1812-1814 годов на Родину. В 1820- 1821 годах в Грузине - имени Алексея Андреевича Аракчеева, в одном из живописных уголков пар ка по проекту В.П. Стасова установлена чугунная ионическая колоннада Андрея Первозванного. И вот теперь еще одно триумфальное сооружение в Петербурге!

Для того чтобы исполнить мощные пропилеи в натуре, Стасов заказал изготовить деревянную модель ворот большого размера. Она была выполнена и установлена артелью плотников. По одобренной модели зодчий представил императору уточненные чертежи ворот.
Окончательное «высочайшее утверждение» проекта Московских триумфальных ворот последовало 20 апреля 1834 года. Сразу же после этого через «Санкт-Петербургские ведомости» были объявлены торги на производство работ и поставку строительных материалов, были проложены подъездные пути и наведены мосты.
В августе приступили к строительству фундамента по гранитным блокам, которых было уложено на днище котлована 569 штук. Высота Фундамента, выполненного из тосненской плиты, составляла более 4 м. В сентябре он был готов.

Торжественная закладка Московских триумфальных ворот Славы состоялась 14 сентября 1834 года - в пятую годовщину заключения Адрианопольского мира. В одном из архивных дел по сооружению монумента имеется записка В.П. Стасова, в ней он пишет, что при закладке каких-либо «значительных строений полагается с надписью года, лица и числа закладки особый камень с крышею, в который кладутся монеты от имени Государя императора и всей императорской фамилии. С надписями высочайших имен другие небольшие камни, составляющие крест в закладке ... » Кроме того, предусматривались камни от создателя монумента и членов Комиссии по сооружению его. Соблюдая эту традицию, зодчий представил схему расположения камней. Камни были заранее заготовлены и уложены в виде креста в соответствии с рисунком В.П. Стасова.

 

 

Монумент, отлитый из чугуна на петербургском Александровском заводе, отдельными частями доставлялся к месту его установки. Сборкой всех деталей руководил мастер П.3а-бурдин. В то время это было крупнейшее сборное сооружение из чугуна. Все работы, связанные с возведением Московских триумфальных ворот, велись под наблюдением помощника В.П. Стасова - младшего архитектора Егора Ивановича Диммерта. В конце сентября Московские триумфальные ворота Славы были готовы. 16 октября 1838 года состоялась церемония их открытия.

Это величественное сооружение удивляет своими размерами: ширина - 36 м, высота -24 м. Двенадцать мощных каннелированных колонн высотой 15 м и диаметром внизу более 2 м завершаются дорическими капителями. Каждая колонна состоит из десяти отдельных барабанов, соединенных между собой. На колоннах располагаются массивный антаблемент и ступенчатый аттик, завершающий сооружение.

Много внимания зодчий уделил скульптурному убранству ворот, которое в полной мере соответствует их строгой и лаконичной архитектуре. Оно состоит из 30 фигур гениев и 8 арматур над колоннадой. Рисунки украшений были исполнены Стасовым в 1834 года. Разместив гениев по всему фризу ворот, зодчий оригинально решил его декор: вместо характерных для дорического фриза триглифов в виде вертикальных бороздок он изобразил летящие фигуры в легких одеждах.
Для всех работ, связанных с изготовлением скульптурного декора триумфальной арки, Николай 1 распорядился «призвать скульптора Орловского». В это время известный ваятель работал над статуями М.Б. Барклая де Толли и М.И. Кутузова Все декоративное убранство Московских ворот Борис Иванович Орловский выполнил по собственным детальным рисункам с лепкой моделей, бережно сохранив замысел В.П. Стасова. Скульп-тор виртуозно исполнил по всему фризу 30 двухметровых крылатых Гениев со щитами, на которых изображены гербы русских губерний. Изящные женские фигуры, контрастно выделяющиеся на гладкой поверхности антаблемента, подчеркивают грандиозность колоннады.
Б.И. Орловский создал оригинальное завершение арки, установив на карнизе по краям пятиметровые композиции из воинских трофеев: здесь щиты, копья, алебарды, мечи, дубовые и лавровые венки, доспехи. Однако эти композиции появились не сразу. Николай 1 высказал пожелание, чтобы триумфальные ворота российской столицы, как и Бранденбургские ворота в Берлине, венчала колесница Победы или «скульптурная группа с изображением великого князя Александра Невского». В.П. Стасов считал, что никакого подобного завершения в архитектуре этой арки быть не может, «как нет его у Афинских пропилеев» -того античного образца, который зодчий взял за основу, создавая свое бессмертное творение.

На аттике ворот с двух сторон были помещены золотые буквы надписи, сочиненной Николаем 1: «Победоносным Российским войскам, в память их подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах». Упоминание Польши в связано с окончанием польской кампании и взятием Варшавы в 1831 году. Со стороны Москвы надпись была выполнена по-русски, со стороны Петербурга – по-латыни. Для того чтобы размер букв был «для чтения удобным» по рисункам В.П. Стасова на Александровском чугунолитейном заводе подготовили две модели с разным размером литер. По одной из них, выбранной архитектором, и были отлиты буквы.

В начале ХХ столетия Московские ворота выглядели иначе, чем в настоящее время. Это был архитектурный ансамбль: с двух сторон к триумфальной арке примыкали небольшие, довольно массивные кирпичные кордегардии, украшенные зубчатыми башенками. Чугунная решетка соединяла их с колоннадой и, образуя большие дуги, шла к мосту через Лиговский канал. Между колоннами на ажурных чугунных опорах были установлены фонари с двумя светильниками, укрепленными на кронштейнах, а в пролетах арки - скамьи. Все эти детали, дополняющие ворота, отлиты из чугуна по рисункам Стасова.

 

В память открытия триумфальных ворот у Московской заставы выпустили медаль работы медальера А. Губе. Она представляла собой изящную небольшую плакетку - прямоуголь-ную пластинку со срезанными углами, на которой была изображена триумфальная арка. Золотые медали вручили членам царской семьи, серебряные - генералам, принимавшим участие в войнах с Персией и Турцией, а также в Польской кампании, бронзовые - со-здателям сооружения

В 1936 году памятник постигла участь многих сооружений города: он был демонтирован, а кордегардии снесены.

Однако ведущие архитекторы страны не могли согласиться с варварским уничтожением столь прекрасного творения - памятника, возведенного в честь побед российского оружия. Ленинградские зодчие разработали проект, по которому предполагалось установить триумфальные ворота в Парке культуры и отдыха Московского района. Но началась Великая Отечественная война. В дни блокады отдельные детали памятника использовали на оборонных линиях.
После окончания войны было решено восстановить триумфальные ворота на Московском проспекте. Отдельные детали монумента хранились в различных местах города, в том числе на Новодевичьем кладбище, в Русском музее, в Музее артиллерии.


Проект восстановления Московских триумфальных ворот. Вариант 1952 г.

В соответствии с проектом восстановления памятника, разработанным архитекторами И. Г. Капцюгом и Е.Н. Петровой, в 1957-1959 годах изготовили все недостающие части и конструкции ворот. Чтобы вернуть первоначальный облик этого сооружения, была проделана поистине титаническая работа, в которой принимал и участие архитекторы, строители, скульпторы, чеканщики. В 1962 году горожане увидели возрожденный триумфальный памятник в честь побед российского воинства.

Московские ворота. 1963 г.


И по сей день ворота Славы на Московском проспекте напоминают о героическом прошлом Отечества, о верных и мужественных сынах России.


Источник: Баторевич Н. И. Благодарная Россия своим героям / Н. И. Баторевич. – СПб.: Стройиздат, 1995. – С.123-147.
Раскин А. Г. Триумфальные арки Ленинграда / А. Г. Раскин. - Л.: Лениздат, 1977. - С.182-199.