Памятники

КАЗАНСКИЙ СОБОР (во имя Казанской иконы Божией Матери) - кафедральный собор, одна из главных святынь СПб. Вскоре после взятия Казани в царствование Иоанна Грозного, 8 июля 1579 года, Богородица явилась во сне 9-летней дочери стрельца Матроне и велела отыскать свой образ на пожарище. В 1595 году при царе Феодоре Иоанновиче был установлен праздник в память явления иконы (8 июля), а при Михаиле Феодоровиче - в честь благодатной помощи от Казанской иконы при освобождении Москвы от поляков в 1612 году (22 окт.). Чтимый список иконы привезла в СПб., по-видимому, невестка царя, вдова Иоанна V, царица Прасковья Федоровна в 1708 году. Первоначально Казанская икона находилась на П. С. В связи с перемещением центра города в Адмиралтейскую часть дочь царицы Прасковьи, императрица Анна Иоанновна, построила для образа новую церковь во имя Рождества Богородицы (1733-1737 г, арх. И. Я. Бланк, М. Г. Земцов), куда икона была перенесена 8 июля 1737 года. По своей архитектуре храм напоминал Петропавловский собор.


Церковь Рождества Богородицы. Северный фасад. Рис. А. Гусева. Около 1750 г.

Казанский собор строился в 1801-1811 гг. (арх. А. Н. Воронихин). Трехнефная классицистическая базилика высотой 71,6 м вытянута на 72,5 м вдоль Невского пр. Грандиозная колоннада северного. фасада, являющаяся парафразом ватиканского прототипа, охватывает обширную полукруглую парадную площадь, выходящую на Невский пр. Она связывает собор с городской средой и содействует его включению в ансамбль. Со стороны паперти храма и Казанской ул. (с запада) площадь окружена роскошной оградой длиной 153 м, отделяющей ее от садов Воспитательного дома. Позже Воронихин предложил создать и вторую полукруглую колоннаду и площадь - у южного фасада, - и соединяющую их третью линейную колоннаду, включающую западный портик паперти. В центре площадей должны были стоять обелиски, к проездам колоннад - примыкать две триумфальные арки. Но со смертью организатора строительства графа А. С. Строганова (1811 г.) этот проект не был осуществлен. В связи со строительством Казанского собора и созданием соборной Казанской площади архитектор Л. И. Руска в 1805-1806 гг. реконструировал расположенный рядом каменный Рождественский мост через Екатерининский канал по Невскому пр., сделав его частью площади. Мост был расширен до ширины площади (95 м), уменьшена крутизна его подъема. Градостроительное решение собора как архитектурного ансамбля предвосхитило работы К. Росси, раскрывшего площадями Невский проспект. Главным прототипом Казанского собора послужил собор Св. Петра в Риме. Фасады и колонны здания облицованы пудостским камнем (из которого построена любимая резиденция Павла 1 - Гатчина) - разновидностью известняка, которая была распространена во всей Европе, с римской древности до Франции эпохи классицизма. Камень в санкт-петербургском контексте ассоциируется со св. Петром (подчеркивая семантику здания).Редко встречающаяся коринфская каннелированная колоннада, примененная впервые в русской архитектуре, напоминает о любимом Павлом 1 древне-римском храме в Риме, изображения которого украшали загородные резиденции императора. Дуга колоннады и купол соответствуют формам здания Французской академии. Эти памятники Павел 1 видел во время своего путешествия по Европе в 1780-х, видел их и архитектор Воронихин. Казанский собор, таким образом, является реминисценцией «культурологического.) путешествия.

Разработанная А. Н. Воронихиным программа скульптурного оформления собора в процесс е работы в 1802-1804 гг. менялась и дополнялась, но осталась незавершенной. В окончательном варианте 4 бронзовые статуи установлены только на северном фасаде: это св. Иоанн Креститель (скульп. И. П. Мартос), св. Андрей Первозванный (скульп. В. И. Демут-Малиновский), св. Владимир, св. Александр Невский (обе - скульп. С. С. Пименов). Возможно, выбор святых связан с главными орденами России. Бронзовые двери северного портика воспроизводят • «райские врата» флорентийского баптистерия, исполненные в 1425-1452 гг. Лоренцо Гиберти. Врата украшены десятью многофигурными барельефами на ветхозаветные темы, которые символически представляют историю человечества до пришествия в мир Спасителя, причем почти каждый барельеф повествует о нескольких сюжетах, объединенных единым персонажем: Адам, Авель, Ной, Авраам, Соломон, Моисей, Иосиф, Исаак, Иисус Навин, Давид. Литейными работами руководил В. П. Екимов. Четыре барельефа на крыльях колоннады собора посвящены ветхозаветной истории пророка Моисея. На двух протяженных центральных фризах - «Источение Моисеем воды из камня в пустыне» (вост. часть, Мартос) и «Воздвижение Медного змия» (зап. часть, И. П. Прокофьев). К образованной колоннадами площади обращены рельефы «Неопалимая Купина» (восток, скульп. И. Командер) и «Синайское законодательство» (запад, скульп. И. Ландман). На аттике обращенной к каналу алтарной апсиды огромный рельеф «Вход Господень в Иерусалим» работы Ж.-Д. Рашетта. Рельефы в портиках изображают сцены жития Богоматери и связанные с нею чудеса: на юж. фасаде - «Благовещение» «Зачатие Девой Марией.», «Рождество Богородицы» (Мартос), «Введение во храм Девы Марии» и «Обручение Девы Марии с Иосифом» (Ж.-Д. Рашетт); на северном фасаде – «Благовещение», «Рождество Христово», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет» (все - Ф. Г. Гордеев), на западном фасаде – «Успение Богородицы» (И. З. Кащенков), «Взятие Богородицы на небо» (Рашетт), «Покров Богородицы» (И. Воротилов), «Явление Казанской иконы Богородицы» (А. А. Анисимов). Величественная гранитная колоннада внутри собора выполнена под руководством подрядчика С. Суханова. Над Царским местом из различных видов мрамора была выложена надпись «Сердце Царево в руце Божией». Царские врата отлил из серебра П. Теннер, иконы в них принадлежали кисти В. Л. Боровиковского. Вместе с ним работали художники Г. И. Угрюмов и его ученики А. Е. Егоров и А. И. Иванов; С. А. Бессонов, В. К. Шебуев, Ф. И. Яненко. Под куполом находились символы Веры, Надежды, Любви (бронзовщик П. П. Ажи); паникадило в 180 свечей изготовил бронзовщик Ж. Герен. После 1814 года сохранились только два барельефа из алебастра в полуциркульных нишах над входами в собор: сев. – «Взятие Христа под стражу» - последнее произведение Рашетта, умершего в 1809 году; и юж. – «Несение Креста», «Шествие Христа на Голгофу» Ф. Ф. Щедрина, одного из ведущих профессоров АХ. Для Казанской иконы Божией Матери (с клеймами) была сделана новая риза - из золота с драгоценными камнями: 1432 алмаза, 3 бриллианта-солитера, 1665 бриллиантов, 638 рубинов, сапфиры, кораллы, изумруды, жемчуг и др.
Архитектор А. Н. Воронихин за создание храма получил орден Св. Анны II ст. и пожизненную пенсию. Изображение собора - на надгробии зодчего (Лазаревское кладбище).

При нашествии Наполеона народ обратился к иконе-заступнице. Перед ней молился М. И. Кутузов перед отъездом к армии и подарил храму чудотворную икону Ченстоховской Божией Матери. В Отечественную войну 1812 года в собор помещали военные трофеи. 13 июня 1813 года здесь был похоронен светлейший кн. М. И. Кутузов-Смоленский, надгробное слово произнес свт. Филарет (Дроздов), будущий митрополит Московский. Светлейший князь погребен под картиной художника Ф. Я. Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». После победы над Францией Казанская икона стала почитаема как заступница также и в связи с изгнанием Наполеона из России. Казанский собор приобрел мемориальное значение пантеона русской славы. 6 дек. 1814 года Александр 1 с императрицей, а также фельдмаршалом М. Б. Барклаем де Толли и казачьим атаманом гр. М. И. Платовым Божественной литургией и молебном отметили «торжество всеобщего мира». Граф М. И. Платов прислал собору 40 пудов русского серебра, отнятого у французов казаками. Из этого серебра была изготовлена облицовка иконостаса по проекту победившего на конкурсе архитектора К. А. Тона (1834 г.). Ф. А. Бруни, П. В. Басин, К. П. Брюллов по заказу Николая 1 исполнили большие запрестольные образа.

Повелением Александра 1 (1819 г.) на площади перед собором лишь в 25-ю годовщину «изгнания галлов» из России (25 дек. 1837 г.) были установлены бронзовые памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли (скульп. Б. И. Орловский, арх. В. П. Стасов) - первый случай в истории России, когда у православного храма устанавливались портретные статуи.
В алтаре храма находилось Евангелие, подаренное собору императрицей Елизаветой Петровной, в серебряном позолоченном окладе весом более 33 кг, изготовленном в 1787 году по рисунку И. И. и А. И. Бельских, а также золотой потир, украшенный алмазами, рубинами и мамонтовой костью, изготовленный при участии императрицы Марии Феодоровны и подаренный ей в день освящения собора; замечательной работы серебряный евхаристический набор - дар Александра 1; крест из ляпис-лазури - подарок Александра III. День освящения был ознаменован и даром А. С. Строганова - дарохранительницей в виде небольшого храма в стиле ампир на главный престол. Ее за пять лет по проекту А. Н. Воронихина выполнили из уральских камней - яшмы, агата, топазов - на гранильной фабрике, находившейся в ведении АХ, мастера Д. Евреинов, П. Иванов, П. Соколов. Строганов подарил также потир и дискос из уральского камня, орнаментированные платиной. Со временем образа стали нуждаться в реставрации, которую в 1862-1865 гг. осуществил академик И. А. Тюрин. Часть икон он заменил собственными копиями. Он же написал образ Божией Матери, помещенный на алтарной апсиде. В 1870-х гг. облицевали серебром иконостасы в приделах. В 1884-1890 гг. по рисунку Н. В. Набокова ювелир А. Я. Соколов сделал гробницу для соборной плащаницы из 11 пудов серебра, серебряное облачение престола, семисвечник и чеканные пудовые хоругви. В 1888 году в память чудесного спасения Александра III при крушении в Борках на собственные средства императора была установлена Голгофа с реликвией - гвоздем от Креста Господня, - подобная иерусалимской. Иконостас собора включал чтимые иконы Спасителя и Воскресения с частицей Живоносного Гроба Господня, присланную иерусалимским патриархом Дамианом в 1906 году, икону Святителя Николая.

Интерьер Казанского собора в Санкт-Петербурге. Луиджи Премацци.

К своему столетию Казанский собор был реставрирован архитектором А. П. Аплаксиным, а праздник возглавлял будущий сщмч. епископ Гдовский Вениамин (Казанский).
В 1813-1814 гг. для нужд причта архитектором В. П. Стасовым был перестроен расположенный рядом с собором на углу Невского пр., 25 и Казанской ул., 1 (сохранились фасады), на Екатерининском кан., 33 - 4-этажный дом со скромным кирпичным фасадом в духе военно-гражданского стиля., в котором располагалось Казанское благотворительное общество (арх. А. К. Кейзер, 1879-1880 гг.).

От Казанского собора получили свои названия Казанский остров (между Мойкой, Екатерининским и Крюковым кан.), Казанская административная часть (прежде 2-я Адмиралтейская, занимала Казанский остров), Казанская площадь вокруг собора, мост через Екатерининский канал по Невскому проспекту (ранее Рождественский), Казанская улица, проходящая от Невского проспекта через площадь мимо паперти Казанского собора вдоль Казанского острова (ранее Большая Мещанская).

В 1876 году на площади перед колоннадой собора была проведена первая в России политическая демонстрация под революционными лозунгами. С этого времени площадь стала местом революционных митингов и демонстраций. В 1899-1900 гг. на площади под руководством Р. Ф. Катцера был разбит сквер. В 1922 году серебряный иконостас был уничтожен, в 1932 году Казанский собор был превращен в Музей истории религии и атеизма, крест с купола снят и заменен шпилем на шаре, демонтированы памятные надписи и алтарный образ, исчезла значительная. часть икон (некоторые переданы в Русский музей).

Источник: Жерихина Е. И. Казанский собор  // Три века Санкт-Петербурга: энцикл.: В 3 т. – СПб.: Филол. факультет С.-Петерб. гос. ун-та, 2001. Т. 2: Девятнадцатый век, кн. 3. К.- Л. [гл. ред. В.В. Яковлев] – 2004. – С. 34-36.