Памятники

 

 Фото с сайта «Привет Питер» : http://www.hellopiter.ru/index.html

Память Кутузова и Барклая де Толли увековечена в установленных на Казанской площади монументах, возведенных по проекту скульптора Б.С. Орловского.
Настоящая его фамилия Смирнов. Он был выходцем из крепостных крестьян орловской губернии. По его собственным словам ему «отец оставил 10 копеек медью, две рубахи и икону». Однако благодаря таланту и трудолюбию он приобрел в столице широкую известность и по ходатайству И.П. Мартоса был освобожден от крепостной зависимости, а в 1822 г. принят в Академию художеств. Позднее он учился у великого датского скульптора Бертеля Торвальдсена в Риме. В марте 1829 г. президент Академии художеств А.Н. Оленин предложил Орловскому приступить к изготовлению моделей памятников полководцам. Глядя на памятники, нельзя не вспомнить слова А.С. Пушкина: «Здесь зачинатель Барклай, а здесь завершитель Кутузов». Эти слова из стихотворения «Художнику» были написаны поэтом в 1836 г после посещения мастерской Орловского.
Сама идея установки памятников возникла у Александра I в 1818 г. В письме к министру полиции он сообщает о намерении «…изъявить справедливую признательность к заслугам нашего времени: слава генерал-фельдмаршалов князей Голенищева-Кутузова-Смоленского и Барклая де Толли требует достойных памятников».
Позднее император Николай I изъявит желание, чтобы полководцы были изображены не как античные герои, а в форменных мундирах, которые носили при жизни. Статуя Кутузова была завершена Орловским к 1831 г., Барклая - де Толли к 1835 г. К двадцатипятилетию победы над Наполеоном в 1837 г. памятники были отлиты мастером В.П. Екимовым и установлены на пьедесталы, выполненные по проекту В. П. Стасова Самсоном Сухановым.
25 декабря 1837 года состоялось торжественное открытие памятников с участием генералитета и императора.  Войска петербургского гарнизона прошли по Невскому проспекту парадным маршем.
Кутузов и Барклай-де-Толли изображены в рост. Они стоят на прямоугольных гранитных постаментах, обнесенных низкой цепной оградой на чугунных столбах. Монумент Барклая-де-Толли сдержан и спокоен, в лице полководца и в положении фигуры выражено глубокое раздумье с оттенком горечи. У его ног - французское знамя с переломленным древком, увенчанным одноглавым наполеоновским орлом. Монумент Кутузова характерен энергией, твердостью, уверенностью в торжестве победы. В протянутой левой руке главнокомандующего - маршальский жезл, которым он указывает путь армиям, в правой руке - обнаженный клинок. Ногами он попирает вражеское знамя: наполеоновский орел уже опрокинут навзничь и бессилен подняться.
В памятниках заложена глубокая символика. Трактовка памятника Барклая де Толли созвучна событиям первого этапа войны, когда русская армия под его руководством совершала вынужденный отход. Фигура Кутузова символизирует второй этап войны, когда во главе с ним русская армия разгромила армию Наполеона.
Монументы отодвинуты от коллонады в такой мере, что не теряют связи с архитектурными объемами. Они замыкают ритм идущих от центра колонн, шире раскрывают полукружие колоннады и служат переходом от здания к Невскому проспекту. Корпус обеих фигур развернут на внешнюю сторону, как бы усиливая движение колоннады. Головы полководцев слегка повернуты к центру площади. Этим глубоко продуманным и очень удачным движением достигается органическая связь скульптуры с архитектурой.  Монументальность и благородство образов полководцев гармонируют с торжественным ансамблем собора.  Через памятники общая героическая идея, выраженная в триумфальных формах здания, связалась с конкретными событиями народного подвига.

Источник: Шурыгин Я. И. Казанский собор / Я. И. Шурыгин. - Л.: Лениздат, 1987. - С. 95-96.