Памятники

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА воздвигнута на Дворцовой площади по проекту О. Монферрана в 1829-1834 гг. в память победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г. Не только по величине (выс. 47,5 м), но, главное, по художественным достоинствам А. к. превзошла знаменитые памятники античности, в частности, триумфальные колонны, сооруженные в честь римских императоров Антонина и Траяна, а также Вандомскую колонну- памятник императору Наполеону. А. к. представляет собой небывалых размеров гранитный монолит с гранитным пьедесталом, бронзовыми деталями, барельефными композициями с четырех сторон пьедестала на темы Отечественной войны 1812 г. и завершается фигурой ангела с крестом, попирающим змею - символом необузданных темных сил.

Решение об увековечении наиболее памятного события эпохи правления Александра I было принято его братом - Николаем I. Работы по сооружению памятника возложили на Комиссию и ее главного арх. Монферрана. В 1829 г. Монферран представил несколько вариантов проекта памятника в виде обелиска. Отличались они только архитектурой пьедестала. В том же году Монферран разработал еще один вариант памятника- в виде триумфальной колонны, увенчанной крестом. Этот вариант приняли за основу. Заготовку для гранитного ствола решили вырубить на бывшей в распоряжении Комиссии каменоломне, находившейся на территории Финляндии между Выборгом и Фридрихсгамом (ныне Хамина). По предварительным расчетам работы по заготовке огромного, весом более 600 т гранитного монолита требовали непрерывной занятости в течение двух лет 800 человек. Чрезвычайная сложность представляла также доставка монолита в СПб и его установка.

Работы по вырубке гранитного монолита продолжались полтора года без остановки даже в зимний период. Одновременно добывали камень для постамента. После отделения монолита от скалы его нужно было обтесать, на что ушло полгода. В середине марта 1832 г. две трети колонны были вчерне обтесаны, и 1 апреля взявший на себя подряд купец Василий Яковлев сообщил в Комиссию об окончании работ. Однако перекатку колонны к пристани смогли начать только 19 июня. Через несколько дней колонну погрузили на судно и отправили в СПб. Заранее на месте ее установки был подготовлен фундамент и произведена официальная закладка памятника. 12 июля 1832 г. в присутствии императора, членов императорской фамилии, принца прусского Вильгельма и многочисленной публики колонну выгрузили на берег.

  

             Бишебуа Л. П. -А., Байо А. Ж. -Б.
Подъем Александровской колонны в 1832 году. Литография


Учитывая необходимость четкой и слаженной работы и стараясь исключить непредвиденные трудности, связанные с установкой монолита, Монферран разработал специальную инструкцию, озаглавленную им «О приготовлениях к поднятию Александровской колонны и о порядке при сем производстве». Для установки гранитного монолита архитектор предлагал использовать шестьдесят воротов, расположив их вокруг лесов в два ряда, и каждый ворот должны были обслуживать 29 человек. Всего же, по подсчетам Монферрана, для этой операции необходимо было 2090 человек. Ко дню поднятия гранитного монолита, назначенного на 30 августа 1832 г., по проекту Монферрана были оборудованы почетные места для императора и его свиты, императорской фамилии, для Государственного Совета, дипломатического корпуса, Сената и гвардии генералов. Поблизости предусматривались места для прибывших в столицу иностранных архитекторов, а также для отечественных профессоров архитектуры Императорской Академии художеств и ее воспитанников. Всего приблизительно 1 000 мест, 7 000 мест было отведено для остальных зрителей. В назначенные день и час при огромном стечении народа колонна была поднята в вертикальное положение. Вся операция заняла 1 ч 45 мин.

Для декоративного убранства постамента, предназначенного прославлять ратные подвиги русских воинов в Отечественной войне, Монферран разработал рисунки барельефов, в чем ему активно помогал художник-декоратор Д. Б. Скотти. Чтобы ускорить работу, Академия художеств выделила помощников. Так, художник Ф. П. Брюлло исполнил аллегорические фигуры Победы и Мира, а Т. А. Марков – Неву. По уже готовым картонам в натуральную величину с тщательно разработанными градациями света и тени скульпторы П. В. Свинцов и И. Леппе вылепили барельефы. На оформление венчающей части колонны был объявлен конкурс, победителем которого оказался скульптор Б. Н. Орловский. Николай I, неоднократно посещавший мастерскую Орловского в процессе работы, повелел ему «лик дать статуе покойного императора Александра», что и было исполнено.

               Бишебуа Л. П. -А., Байо А. Ж. -Б. Торжественное открытие Александровской колонны 30 августа 1834 года. Литография


Во время подготовки к открытию памятника архитектору было поручено устройство различных временных сооружений – декоративного убранства пьедестала колонны, временной деревянной ограды со светильниками, «балкона» – деревянного декоративного сооружения в виде трибуны перед Зимним дворцом, проекты амфитеатров для зрителей со стороны Главного штаба и на восточной стороне Дворцовой площади, а также деревянного моста через р. Мойку. В день открытия памятника 30 августа 1834 г. Николай I обратился к главному виновнику торжества со словами: «Монферран, ваше творение достойно своего предназначения, вы воздвигли памятник самому себе».
Помимо высоких художественных достоинств, А. к. играет важную градостроительную роль. Она восполнила недостающее звено в ансамбле Дворцовой площади.

Ист. В. К. Шуйский. Александровская колонна // Три века Санкт-Петербурга: энцикл.: В 3 т. – СПб.: Филол. факультет С.-Петерб. гос. ун-та, 2001. Т. 2: Девятнадцатый век, кн. 1. А-В. [гл. ред. В. В. Яковлев] – 2004.