Морской экипаж

ГВАРДЕЙСКІЙ ЭКИПАЖЪ, учрежденъ въ царст-ніе Александра I, 16 фвр. 1810 г.; въ составъ его вошли команды придвор. гребцовъ и яхтъ, почему Г. эк. и считаетъ себя происходящимъ отъ первой "Придворной гребецкой команды", сформированной при Петрѣ I. Первонач-но "мор. Г. эк.", по образцу французскаго, состоялъ изъ 4 строев. ротъ, музыкант. хора и арт. команды (всего 410 ч.). Ему пожаловано б. знамя сухоп. Г. эк. и въ виду несенія двоякой службы, на морѣ и на сушѣ, введена двойная форма: лѣтняя, какъ на флотѣ, и зимняя – пѣхотная, по образцу гв. пѣхоты; въ Г. эк. брались изъ флота лучшіе оф-ры по личн. повелѣнію Государя, при выборѣ же команды руководствовались тѣмъ, чтобы люди были "рослые" и "чистые лицомъ"; особ. вниманіе обращалось на строев. пѣх. службу, и за этимъ наблюдалъ самъ В. К. Константинъ Павловичъ. Вскорѣ молодой Г. эк. показалъ себя и на войнѣ; 2 мрт. 1812 г. онъ выступилъ въ Вильну въ составѣ Гв. к-са; на долю его пришлось устройство переправъ и уничтоженіе въ тылу арміи запасовъ; за 1812 г. изъ эк-жа выбыло уб. 53 ч., и 16 н. ч. получили знаки отличія Воен. ордена. 9 и 10 мая 1813 г., въ день экипаж. праздника, Г. эк. участвовалъ въ бою подъ Бауценомъ, потерявъ 4 оф. и 26 н. ч. Славнѣйшимъ дѣломъ Г. эк. былъ бой подъ Кульмомъ 17 авг. 1813 г., за к-рый онъ получилъ Георг. знамя; въ битвѣ подъ Лейпцигомъ Г. эк. находился въ резервѣ и 20 мрт. 1814 г. вступилъ въ Парижъ; 22 мая того же года онъ отправился на фрег. Архипелагъ въ Россію, куда и прибылъ 18 іюля. Во время отсутствія Г. эк. изъ Петербурга здѣсь б. сформированы еще 4 роты рез. Г. эк., подъ ком. кап. 1 р. Карцева. Въ 1815 г. составъ Г, эк. б. увеличенъ, и для него выстроена 24-пуш. яхта Россія. Въ періодъ 1816—24 гг. Г. эк. несъ сухоп. службу наравнѣ съ частями гвардіи, морская же его дѣят-сть заключалась въ обслуживаніи 5 яхтъ и боев. фрег. Меркуріусъ; почти ежегодно одно боев. судно находилось за границей. 5 іюня 1819 г., въ память сраженія при Кульмѣ, всѣмъ судамъ Г. эк. присвоены стеньговые флаги и вымпела съ изображеніемъ св. Георгія. Осенью 1820 г. Г. эк. переведенъ изъ Литов. замка въ новыя казармы на Екатерин. каналѣ. Въ 1824 г., во время ноябр. наводненія, катера Г. эк. принимали дѣят. участіе въ спасеніи утопавшихъ. Въ 1825 г. вмѣсто к.-адм. Карцева ком-ромъ эк-жа б. назн. кап. 1 р. Качаловъ, въ 1827 г. его смѣнилъ к.-адм. Беллинсгаузенъ. 1 апр. 1828 г. Г. эк. выступилъ въ походъ противъ Турціи и прибылъ 18 авг. къ Варнѣ, гдѣ б. размѣщенъ по судамъ Черномор. флота; здѣсь Г. эк. принималъ участіе въ бомбард-кѣ, а затѣмъ 4 роты эк-жа б. высажены для болѣе тѣсной блокады крѣпости. Послѣ паденія кр-сти Г. эк. оставался въ Черн. морѣ до конца войны (2 снт. 1829 г.), принимая участіе во всѣхъ походахъ флота на 110-пуш. к-блѣ Парижъ, подъ ком. к.-адм. Беллинсгаузена; въ Петербургъ Г. эк. вернулся 18 іюля 1830 г. 6 дкб. того же года ком-ромъ Г. эк. б. назн. к.-адм. Шишмаревъ, а 22 авг. 1831 г. В. К. Константинъ Николаевичъ назначенъ ген.-адмираломъ и шефомъ Г. экипажа. Во время польск. возстанія 1831 г. въ походѣ участвовала 6-я рота Г. эк., на долю к-рой пришлась, гл. обр., охрана переправъ. Въ 1835 г. ком-ромъ Г. эк. б. назн. кап. 1 р. Казинъ, въ 1836 г. при эк-жѣ сформирована 9-я рез. рота, куда назначались переводимые изъ флота наиб. отличившіеся н. чины. Въ 1849 г., подъ ком. кап. 1 р. Мофета, Г. эк. участвовалъ въ Венг. походѣ, но дошелъ лишь до Бѣлостока и вернулся обратно. Въ 1848 г. Г. эк. изъ 8-ротн. состава переформированъ въ 4-ротный; въ 1850 г. въ списки его зачисленъ В. К. Алексѣй Александровичъ. Въ Крым. кампанію Г. эк. принималъ участіе въ оборонѣ Кронштадта; экипажу б. данъ 84-пуш. корабль Лефортъ, а въ 1855 г. къ нему приписаны 16 винтов. 3-пуш. лодокъ; лодки эти имѣли бой съ непр-лемъ и нанесли ему небол. уронъ. Въ 1857 г. при эк-жѣ сформирована особая машин. команда; въ дкб. того же года ком-ромъ Г. эк. б. назн. кап. 1 р. Аркасъ; въ 1858 г. въ составъ судовъ эк-жа зачислена нов. колесн. яхта Штандартъ. 16 фвр. 1860 г. состоялось празднованіе 50-лѣт. юбилея Г. эк., при чемъ на знамя его пожалованы нов. ленты. Въ 1863 г., во время польск. возстанія б. командированы отъ экипажа 2 роты, к-рыя обслуживали, гл. обр., флотилію изъ канонер. лодокъ, шлюпокъ и нѣск. пароходовъ на р. Вислѣ. Въ войну 1877—78 гг. отъ Г. эк. б. назначены 3 оф-ра и 2 роты (313 ч.); уже въ 1876 г. части эти б. двинуты на ю.; въ апр. 1877 г. онѣ занялись подготовкой мин. загражденій и моста изъ понтоновъ; прибывшіе изъ Спб. пар. катера Шутка и Мина вооружены б. шестов. минами. Съ началомъ войны охотники Г. эк., съ лейт. Дубасовымъ во главѣ, заградили устье р. Серетъ, а затѣмъ катеръ Царевичъ, съ лейт. Дубасовымъ, взорвалъ тур. мониторъ; въ іюнѣ загражденъ б. минами и Дунай; лейт. Скрыдловъ на катерѣ Шутка атаковалъ тур. пароходъ; въ другой атакѣ отличился мичманъ Ниловъ. Въ маѣ 1877 г. на театръ войны двинута б. еще рота съ лейт. Палтовымъ, а затѣмъ пошли и проч. роты; при переправѣ войскъ черезъ Дунай Г. эк. принималъ дѣят. участіе во главѣ съ В. К. Алексѣемъ Александровичемъ, за что послѣдній получилъ орд. св. Георгія 4 ст.; подъ Силистріей б. уничтожены заготовленные турками матеріалы и суда для моста. Въ февр. 1878 г. Г. эк. б. двинутъ въ Санъ-Стефано, гдѣ находился до заключенія мира и въ маѣ вернулся въ Спб.: за войну Г. эк. пожалованы серебр. Георг. рожки и Георг. ленточки на фуражки. Затѣмъ Г. эк. несъ ту же службу, что и раньше; въ загранич. плаванія нѣск. разъ ходили фр-ты Свѣтлана, Герцогъ Эдинбургскій и клиперъ Стрѣлокъ; устарѣвшая Свѣтлана б. замѣнена въ 1889 г. корветомъ Рында, к-рый совершилъ 2 кругосвѣт. плаванія. Въ 1891 г. шефомъ Г. эк., по смерти В. К. Константина Николаевича, б. назначена Имп. Марія Ѳеодоровна, и нынѣ царствующій Гос. Имп. зачисленъ въ его списки 8 мая 1868 г. Въ 1900 г. въ составѣ судовъ Г. эк. находились брон. крейс. Адмиралъ Нахимовъ, бр-цъ берег. обороны Генералъ-Адмиралъ Апраксинъ и мин-цъ Сомъ; во время боксер. возстанія 1900 г. съ крейс. Адмиралъ Нахимовъ высаженъ б. десантъ, к-рый принималъ участіе въ занятіи Шанхай-Гуаня. Въ 1903 г. вмѣсто крейс. Адмиралъ Нахимовъ въ Г. эк. б. назн. бр-цъ Императоръ Александръ III, к-рый и принялъ участіе въ походѣ 2-ой Тихоок. эс-дры во время рус.-яп. войны; въ бою при Цусимѣ, 14 мая 1905 г., бр-цъ доблестно сражался подъ ком. кап. 1 р. Бухвостова и погибъ въ 6-мъ ч. в., при чемъ изъ команды его не спаслось ни одного человѣка. Изъ Г. эк. во время войны командированы б. оф-ры въ П.-Артуръ и Владивостокъ, гдѣ Г. эк. комплектовалъ подвод. лодку Фельдмаршалъ Трафъ Шереметевъ. Въ память погибшихъ за войну чиновъ Г. эк. поставленъ памятникъ въ Спб., въ скверѣ при соборѣ Николы Морского. Въ 1905 г. въ Г. эк. б. зачислены Имп. яхты Штандартъ (постройки 1896 г.) и Царевна, и съ этого времени всѣ Царскія яхты обслуживаются однимъ Г. эк.; въ 1911 г. – Штандартъ, Полярная Звѣзда, Александрія, Царевна и Марево. Изъ боев. судовъ въ Г. эк. въ 1911 г. состояли крейс. 1 р. Олегъ и эскадр. мин-цы Войсковой и Украйна. Въ 1910 г. Г. эк. торжественно праздновалъ 100-лѣт. юбилей своего существованія, какъ экипажа, и 200-лѣтній со времени основанія первой Придвор. гребец. команды; къ юбилею эк-жу б. пожаловано новое Георг. знамя. Ко дню юбилея въ спискахъ Г. эк. состояли: 7 адм. и ген., 26 шт.-оф., 65 об.-оф. и врачей и 2.030 н. ч. Изъ Выс. особъ въ эк-жѣ въ 1911 г. числились: Гос. Имп., Гос. Имп-ца Марія Ѳеодоровна, Насл. Цес. Алексѣй Николаевичъ, Вел. Князья: Михаилъ Александровичъ, Кириллъ Владиміровичъ, Константинъ Константиновичъ, Дмитрій Константиновичъ и Александръ Михаиловичъ. Командуетъ Г. эк. съ 6 дкб. 1907 г. свиты Е. В. к.-адм. гр. Толстой.

(Ист.: Военная энциклопедия : в 18 т. / Под ред. В. Ф. Новицкого и др. – СПб.: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1911-1915. – Т. 7. 1912. С. 199-200).


ГВАРДЕЙСКИЙ ЭКИПАЖ
— военно-морское формирование в составе российской императорской гвардии. Прообразом Гвардейского экипажа была созданная Петром I еще в 1710 г. "Придворная гребецкая команда", занимавшаяся обслуживанием плав. средств императорского двора. С середины ХVIII в. существовали команда придворных гребцов дворцового ведомства и экипажи придворных яхт, которые в 1797 г. были объединены и переданы в ведение Адмиралтейств-коллегии. Из этих частей 16 февраля 1810 г. сформирован "Морской гвардейский экипаж" из четырех (впоследствии восьми) рот, артиллерийского отделения с двумя полевыми орудиями, нестроевой ластовой роты и музыкантского хора (оркестра). Экипажу была присвоена особая форма одежды, несколько отличная от общефлотской, с элементами обмундирования гвардейской пехоты, и по штату положены боевые средства и имущество сухопутного образца с включением шанцевого инструмента и обоза. Личный состав нес службу на императорских яхтах и плав. средствах загородных дворцов, привлекался наравне со всей гвардией к караулам, смотрам, парадам, торжествам.

Боевое крещение экипаж получил в Отечественной войне 1812 г. 2 марта моряки под командованием капитана 2-го ранга И. Карцева в составе 1-й дивизии Гвардейского корпуса выступили в поход из Санкт-Петербурга в Вильно. Вместе с войсками 1-й Западной армии генерала М.Б. Барклая-де-Толли моряки-гвардейцы отходили в глубь страны под натиском превосходящих сил Наполеона. Экипаж следовал в арьергарде, использовался главным образом вместе с инженерными подразделениями при наведении переправ, постройке мостов и укреплений, разбивке лагерей; зачастую морякам приходилось уничтожать постройки и имущество, чтобы они не достались врагу. За мастерские действия при наводке мостов в районе Дриссы в присутствии Александра I морякам были пожалованы от императора денежные премии. Первый бой экипаж провел 4 августа при обороне Смоленска, отразив атаки французской кавалерии на Королевский бастион и мост через Днепр. При вынужденном оставлении города моряки и понтонеры уничтожили этот мост.

Утро Бородинского сражения 26 августа 1812 г. экипаж встретил на крайнем правом фланге русской армии в резерве. По приказу Барклая-де-Толли моряки были направлены на помощь гвардейским егерям, оборонявшим село Бородино от атак дивизии Дельсона. Моряки-гвардейцы отбросили врага, а затем разрушили мост через реку Колочу. В бою геройской смертью пали четыре матроса и унтер-офицера, семеро получили тяжелые ранения, и впоследствии двое из них скончались. Активное участие в сражении приняли артиллеристы экипажа, входившие в 1-ю лейб-гвардии легкую артиллерийскую роту. В середине дня под командованием штабс-капитана Лодыгина они выдвинулись на позицию к селу Семеновское на левом фланге. Расположившись на возвышенности вместе с вставшими в каре гвардейскими пехотными полками, артиллеристы отбивали атаки тяжелой кавалерии врага. За пять часов ожесточенного боя они потеряли убитыми и ранеными всех офицеров, погибли четыре матроса. Несколько офицеров Гвардейского экипажа в тот день выполняли обязанности адъютантов при высшем командовании. Мичман Н.П. Римский- Корсаков неоднократно под градом ядер и пуль доставлял на передовую приказы главнокомандующего М.И. Кутузова, заслужив похвалу своей неустрашимостью и сообразительностью. На Семеновских флешах сражался капитан-лейтенант П. Колзаков, первым бросившийся на помощь раненому П.И. Багратиону.

После сдачи Москвы экипаж находился в Тарутинском лагере. К 25 сентября пехотные подразделения насчитывали 10 офицеров, 25 унтер- офицеров и 319 матросов и были приданы инженерным войскам. Артиллерийская команда (2 офицера, 6 унтер- офицеров и 25 канониров) с двумя орудиями вошла в состав 23-й арт. бригады. Моряки участвовали в контр-наступлении, сражались в Польше, Германии и Франции. За период Отечественной войны экипаж потерял 53 моряка убитыми; 16 матросов были награждены Знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом).

Прославились гвардейцы в сражении 9 мая 1813 г. под Бауценом в Саксонии, где вместе с двумя батальонами гренадер действовали в первой линии и удержали позицию под перекрестным огнем вражеской артиллерии. Блистательным подвигом экипажа стало участие в кровопролитном сражении под Кульмом в Богемии 16-18 августа 1813 г. Под начальством генерала А.П. Ермолова моряки успешно отражали атаки французского корпуса Вандама, пытавшегося отрезать путь русской армии из гор на дорогу в Теплиц. За мужество экипаж заслужил высшую боевую награду — Георгиевское знамя. В кровопролитных боях Заграничного похода экипаж понес тяжелые потери: из четырнадцати офицеров трое были убиты и шестеро ранены, сто унтер- офицеров и матросов выбыло из строя убитыми, ранеными и пропавшими без вести.

Вместе с российской гвардией экипаж вступил 19 марта 1814 г. в столицу поверженной наполеоновской империи Париж. Вернувшись из Гавра в Кронштадт на фрегате "Архипелаг", моряки в составе гвардии 30 июля торжественно вошли в Санкт-Петербург через установленные у Нарвской заставы триумфальные ворота. Через год в составе экипажа появился первый боевой корабль - 24-пушечная яхта "Россия". 5 июня 1819 г. в память о сражении при Кульме кораблям Гвардейского экипажа (фрегат "Меркуриус" и 5 придворных яхт) присвоены стеньговые флаги и вымпелы с изображением Святого Георгия.

Наряду с несением службы в столице и загородных резиденциях моряки участвовали в дальних походах российских кораблей. Почти на каждом паруснике, отправлявшемся в кругосветное плавание, находился офицер-гвардеец. Совершали заграничные плавания и отдельные корабли, комплектовавшиеся гвардейцами. Во Францию, Англию и Пруссию в 1819 г. ходили фрегат "Гектор" и бриг "Олимп". В 1823 г. фрегат "Проворный" подходил к Фарерским островам и Исландии, обошел Великобританию и вернулся через Английский канал и Северное море на Балтику; через год он ходил в Гибралтар, Брест и Плимут. Линейный корабль "Эмгейтен" плавал в район Ростока.

Офицеры экипажа приняли участие в тайных обществах декабристов. Среди них были лейтенанты и мичманы Б.А. Бодиско и М.А. Бодиско, А.П. Арбузов, А.П. Беляев и П.П. Беляев, В.А. Дивов, Н.А. Чижов, М.К. Кюхельбекер, Д.Н. Лермантов, Е.С. Мусин-Пушкин, П.Ф. Миллер и др. 14 декабря 1825 г. экипаж во главе с капитан-лейтенантом Н.А. Бестужевым вышел на Сенатскую площадь, здесь оказалось 18 молодых офицеров. После подавления восстания большинство из них осуждены на каторжные работы или направлены на отдаленные флотилии, часть матросов сослана на Кавказ.

Экипаж участвовал практически во всех войнах, которые вела Россия. Гвардейцы действовали при осаде Варны в 1828 г., участвовали в подавление освободительных восстаний в Польше в 1831 и 1863 гг., в Венгерском походе 1849 г., отличились при обороне Кронштадта в Крымскую войну.

В 1857 г. сформирована первая машинная команда Гвардейского экипажа.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. моряки под командованием великого князя Алексея Александровича сражались на Балканах. Гвардейцы участвовали в минировании на Дунае, наводке переправ. Ими были укомплектованы паровые катера с шестовыми минами. Катер "Цесаревич" (командир лейтенант Ф.В. Дубасов) взорвал турецкий монитор, а катер "Шутка" (командир лейтенант Н.И. Скрыдлов) успешно атаковал пароход. За героизм и доблесть в этой войне экипаж награжден серебряными Георгиевскими рожками, а нижним чинам присвоено ношение георгиевских ленточек на бескозырках. В конце XIX в. гвардейские фрегаты "Светлана", "Герцог Эдинбургский", клипер "Стрелок", корвет "Рында" совершили дальние плавания.

Прославились гвардейцы и в русско-японскую войну 1904-1905 гг. Геройски сражался в Цусимском бою эскадренный броненосец "Император Александр III" (командир капитан 1-го ранга Н.М. Бухвостов). С погибшего, но не спустившего флага корабля не спасся ни один моряк. В Петербурге, в сквере у Никольского морского собора, установлен памятный обелиск в честь моряков броненосца. Гвардейцами была укомплектована во Владивостоке и одна из первых русских подводных лодок "Фельдмаршал граф Шереметьев".

В мирное время личный состав экипажа нес службу вместе с другими частями Гвардейского корпуса. Летом моряки плавали на кораблях Балтийского флота и императорских яхтах, обслуживали придворные плав. средства. К 1910 г. в составе экипажа имелись 4 строевые и 2 машинные роты, гвардейцами были укомплектованы крейсер "Олег", эсминцы "Войсковой" и "Украйна", императорские яхты "Штандарт", "Полярная звезда", "Александрия", "Царевна", "Марево", посыльные суда "Разведчик" и "Дозорный". В списках экипажа числилось 5 адмиралов, 21 штаб- и 24 обер-офицера флота, 20 инженер-механиков, 8 медиков, 10 офицеров по адмиралтейству, 2 классных чиновника, 38 кондукторов, 2,060 унтер- офицеров и матросов. Причисленными к Гвардейскому экипажу были император Николай II, императрица Мария Федоровна, наследник цесаревич Алексей Николаевич, великие князья Михаил Александрович, Кирилл Владимирович, Константин Константинович, Дмитрий Константинович, Александр Михайлович.

В ознаменование 200-летия в 1910 г. экипажу пожалованы новое знамя и новые перевязи к Георгиевским сигнальным рожкам. Всему личному составу присвоено ношение нагрудного Кульмского юбилейного знака, а матросам, кроме того, вместо штыков выданы тесаки общегвардейского образца.

Во время первой мировой войны моряки-гвардейцы укомплектовали экипаж крейсера "Варяг", возвращенного Японией и совершившего переход из Владивостока в Мурманск Южным морским путем. На сухопутном фронте действовал отдельный батальон Гвардейского экипажа, насчитывавший свыше 1,900 чел. Последним командиром экипажа был контр-адмирал великий князь Кирилл Владимирович. Во время Февральской революции он привел моряков в Таврический дворец и передал экипаж в распоряжение Государственной Думы.

(Ист.: Лопарев А., Лопарев Д. Военно-исторический справочник. - URL: http://interpretive.ru/dictionary/376).


Император Петр I, создавший российский военно-морской флот, всегда имел при себе личные шлюпки и яхты с состоявшими при них специальными командами матросов. В 1710 году эти команды были оформлены официально и стали называться Командой придворных гребцов и Командой придворных яхт. В течение XVIII века они продолжали существовать, изменяясь лишь организационно. Наконец, 16 февраля 1810 года из этих команд «с добавлением гребцов с Адмиральских и Капитанских катеров и отличнейших нижних чинов судовых команд С.-Петербургского и Кронштадтского портов и Черноморского флота сформирован 4-х ротный Гвардейский Экипаж (в составе 434 чел.)».

Гвардейский экипаж участвовал практически во всех войнах, которые вела Россия в XIX веке, обеспечивая сухопутным войскам надежные речные переправы или разрушая мосты перед лицом наступающего неприятеля. В «послужном списке» Экипажа числятся Бородино, Лейпциг, Кульм, Париж (1812-1814 годы), Варна и Сизополь (1828-1829 годы), Висла и Варшава (1831 год). Особой страницей истории Гвардейского экипажа является Русско-турецкая война 1877-1878 годов, в которой он обеспечивал главную переправу русских войск через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года.

Гвардейский экипаж в полном составе участвовал в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, о чем повествует мемориальная доска на главном здании бывших казарм Экипажа в Петербурге.

В морских сражениях Гвардейский экипаж участвовал только в период Русско-японской войны 1904-1905 годов, проявив при этом исключительную доблесть. В бою у острова Цусима 14 мая 1904 года в составе 2-й Тихоокеанской эскадры находился эскадренный броненосец «Император Александр III», полностью укомплектованный чинами Гвардейского экипажа под командованием капитана I ранга Н. М. Бухвостова: 19 офицеров, 11 кондукторов и 793 матроса. Возглавляя в середине боя кильватерную колонну русских кораблей, имея значительный крен и объятый пожаром, броненосец стрелял до последней возможности, пока не перевернулся, унося на дно всех членов своего экипажа. Часть моряков-гвардейцев входила в команды крейсеров «Адмирал Нахимов» и «Урал», также участвовавших и погибших в этом бою.

Шефами Гвардейского экипажа последовательно были великий князь Константин Николаевич, известный реформатор русского военно-морского флота (1831-1892), и императрица Мария Федоровна (1892-1917).

Боевые награды: георгиевское знамя с надписью «За оказанные подвиги в сражении 17 августа 1813 года при Кульме», георгиевские рожки (трубы) с надписью «За переправу через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года» – в роте последнего шефа Экипажа императрицы Марии Федоровны, и с надписью «За отличие в Турецкую войну 1877-1878 гг.» – в остальных ротах.

(Ист.: Угрюмов А.И. Военная топография старого Петербурга: строевые части гвардии и армии / А.И. Угрюмов. – СПб.: Альфарет, 2009. – с. )