Морской экипаж

Участие в походах и делах против неприятеля


1812 Марта 12
, Экипаж выступил из С.-Петербурга, в составе 6 рот в отряде генерал-майора Бистрома, с л.-гв. Егерским и Финляндским полками; во все продолжение кампании находился в ближайшей к неприятелю части войск и на долю его выпало трудное дело устройства переправ, исправления и проложения вновь дорог, а также истребления пройденных мостов и дорог, для удержания, быстро в начале наступавшего неприятеля. В сражении под Бородином охотники Гвардейского экипажа, который находился в резерве Гвардейского корпуса, уничтожили мост через р. Колочу, на большой дороге из Бородина и тем самым остановили наступление Вице-Короля Италийского.

1813 Кампанию этого года Гвардейский экипаж начал 8 февраля также исправлением должности понтонеров при переправе войск через Вислу, у Плоцка, что и было им исполнено совершенно удачно, несмотря на сильный ледоход и без участия инженеров; 9 мая, под Бауценом, Гвардейский экипаж, по особому, личному повелению Государя употреблен был на подкрепление фланга нашей позиции и здесь, с двумя батальонами гренадер, под командованием генерал-лейтенанта Чоглокова, удерживаясь с особенной стойкостью в продолжение 11 часов, удостоился получить высочайшее одобрение Государя, который с возвышенности следил за действиями. 16-го и 17-го августа экипаж отличился при Кульме; 5-го и 6-го октября при Лейпциге занят был устройством переправы на притоках р. Плейсы.

1814 Гвардейский экипаж поступил в число резервных войск главной армии Барклая-де-Толли и участвовал во всех наступательных и отступательных ее движениях. 6 февраля устроил мост через р. Сену при Ножан, по которому перешел корпус Витгенштейна; 8 февраля тоже при С.-Луи, для перехода корпуса фельдмаршала Вреде; 19 марта торжественно вступил в Париж и занял квартиры в Вавилонских казармах (faubourg St.Germain); 18 июля возвратился на Кронштадтский рейд, а 30 июля торжественно вступил в С.-Петербург.

1828 Апреля 1, Экипаж выступил из С.-Петербурга вместе с л.-гв. Саперным батальоном. 25 июня, соединившись с л.-гв. Егерским и Финляндским полками, в Сатуново переправился через Дунай; 18 августа прибыл к Варне и распределен на суда Черноморского флота под начальством командира своего к.-адм. Беллинсгаузена, который поднял флаг на 101 пушечном корабле «Париж»; 30 августа 4 роты Гвардейского экипажа, которые вошли в состав десанта, высадились с гребных судов на берег между Галатою и Константинопольскою дорогою, заняли высоты мыса Галата и заложили флешь, но 14 сентября возвращены на суда; 16 сентября опять были высажены на берег для подкрепления правого фланга; после сдачи Варны две роты вошли в состав экипажа корабля «Мария», на котором, 2 октября, Император Николай I отправился в Одессу. К 6 декабря Гвардейский экипаж был собран в Севастополе и там командир экипажа поднял флаг на 101 пушечном корабле «Париж».

1829 С начала кампании экипаж крейсировал у берегов Румелии; 8 февраля участвовал при взятии кр. Сизополя; в марте под прикрытием 2 рот экипажа устроена была на мысе Св. Троицы батарея на 6 орудий, на которой роты Гвардейского экипажа служили через каждые три дня поочередно; засим до 26 мая корабль «Париж» крейсировал перед Босфором; 11 июля участвовал во взятии кр. Мессемврии, 13 – кр. Ахиоло, 7августа – кр. Инады и 18 – кр. Мидии. По заключении 2 сентября мира в Адрианополе, возвратился на зимовку в Адрианополь, а оттуда выступил в обратный поход и прибыл в С.-Петербург 18 июля 1830 г.

1831 Марта 17, 6 рота отправлена в действующую армию в Царство Польское, но по недостатку обывательских лошадей в Гродненской губернии, не могла явиться во время для устройства переправы на р. Висле и из Янова была направлена к Гвардейскому корпусу в Ломжу. Прежде этого по желанию графа Дибича-Забалканского, к нему были посланы для устройства переправы из Гвардейского экипажа, под начальством капитана I ранга флигель-адьютанта Римского-Корсакова все, старшие после ротных командиров, лейтенанты, которые и состояли в продолжение всей кампании при Главном Штабе армии в ведении г.-м. Герштенцвейга; флигель-адьютант Римский-Корсаков сформировал партизанский отряд, который имел несколько встреч с неприятелем. Июня 5, 6 рота устроила мост через р. Вислу у Осека и переправила на шлюпках гвардейских саперов и казаков; 20 августа уничтожила переправу польского генерала Паца, который намеревался истребить наши провиантские магазины. 25 и 26 августа офицеры Гвардейского экипажа были в числе охотников на штурмах Воли и Варшавы. Рота возвратилась в С.-Петербург 19 июля 1832 г.

1849 С мая по ноябрь экипаж был в Венгерском походе, но участия в делах не принимал.

1854 Гвардейский экипаж был посажен на 84 пушечный корабль «Лефорт» и вошел в состав 2 флотских дивизий, которые под начальством адмирала Рикорда в течение всей навигации находились на малом рейде для защиты крепости от англо-французского флота.

1855 Мая 28, Командир Гвардейского экипажа, к.-адм. Мофет, поднял флаг на пароходе «Курьер», под начальство его поступил 1-й отряд канонирских лодок, или отряд Синего флага; офицеры и нижние чины были расписаны на 20 лодках. Служба отряда во всю навигацию состояла в очередном дежурстве нескольких лодок на северном фарватере, для наблюдения за неприятельской эскадрою, которая стояла перед Кронштадтом. 4 августа К.-Адм. Мофет, пересев на лодку «Бурун», вышел с 5 другими лодками на большой рейд для рекогносцировки, подошел на 3 мили к неприятельской эскадре и тем вызвал в погоню за собой фрегат и два парохода, с которыми открыл быструю перестрелку, отступая и стараясь заманить их под выстрелы крепости, один из пароходов был поврежден и засим преследование неприятеля сделалось слабее, а в 2 часа пополудни он обратился назад. В нашем отряде никаких повреждений не было и это объясняется тем, что лодки, представляя собою весьма малую цель, стреляли с открытой палубы в высокие корпуса неприятельских судов. 6 мая того же года состоящий при экипаже понтонный парк выступил в поход в Динабург, где и находился до заключения мира.

1863 Для усмирения польского мятежа в составе войск Виленского округа была командирована 6 февраля сборная рота; 12 октября она была заменена другою сборною же ротою, которая возвратилась в Петербург 21 ноября 1864 г.

1877 С открытием военных действий на Дунае находились там две роты (лейтенантов Дубасова и Скрыдлова), выступившие из С.-Петербурга 18 ноября 1876 г. под начальством капитан-лейтенанта Тудера. 28 мая вышла из С.-Петербурга рота лейтенанта Палтова. Роты эти принимали деятельное участие в заложении мин по Дунаю, в уничтожении неприятельских броненосцев там находившихся, а также в переправе войск за Дунай 10 июня у Галаца и 15 у Зимницы. 4 июля вышли из С.-Петербурга остальные роты под командою флигель-адьютанта капитана I ранга Головачева, с прибытием которых на Дунай, в Мечке и Зимнице оставлены команды для брандвахтенных служб на паровых катерах, а весь экипаж соединился в Слободзее и занялся устройством батарей. Временное командование экипажем, по случаю назначения Его Императорского Высочества Великого князя Алексея Александровича Начальником всех Морских команд на Дунае, было возложено на млигель-адьютанта Головачева. В августе месяце две роты были командированы, для устройства Батинской переправы, в Петрошаны. 2 октября перешли туда же и остальные роты и содержали до 8 февраля переправу по понтонному мосту и на паровых катерах (во время ледохода).

1878 Февраля 8, Экипаж в составе 80 человек под временной командой капитан-лейтенанта Дейбнера, выступил за Балканы в С. Стефано, где и находился по 26 апреля, а засим, 5 мая, через Одессу, возвратился в С.-Петербург. По выступлении экипажа из Петрошан, начальство над Морскими командами на Дунае, за отсутствием Его Императорского Высочества Великого князя Алексея Александровича, принял Свиты Его Величества контр-адмирал Головачев; оставшиеся от экипажа 250 чел. с машинною командою поступили в состав Морских команд Рущукского отряда, на обязанности которых лежало содержание Рущукского плотового моста и переправы на паровых катерах и паромах от Рущука на пристань Смарды, близ Журжево. 4 июня все чины экипажа, по высочайшему повелению, возвратились в С.-Петербург.

1900-1901 От Гвардейского экипажа во время событий в Китае принимали участие в военных действиях: в 1900 г. июня 17 при взятии фортов Таку – лейт. гр. Капнист и около роты (судовой) нижних чинов; сентября 7 при взятии крепости Бейтана – лейт. Левшин; ноября 16 в деле на Великой китайской стене и 20 октября при охране Русско-Китайского банка – кварт. Герасимов; в 1901 г. января 25 при освобождении Католической миссии и в деле при дер. Эльчин-киа-дзе – лейт. Мальцев со 120 нижними чинами; с 15 мая по 26 июня в отряде ген.-лейт. Церпицского в Южной Маньчжурии – кап. 2 ранга Виноградский.

1904-1905 Во время русско-японской войны от Гвардейского экипажа участвовали в боях: в 1904 г. марта 31 Е. И. В. фл.-ад. кап. 2 ранга Великий князь Кирилл Владимирович на броненосце «Петропавловск», у Порт-Артура, в день гибели последнего; на том же броненосце погибли лейтенанты: Лодыгин и фон-Кубе и один матрос. На судах Тихо-Океанской эскадры – кап. 2 ранга Трухачев, лейт. Тимирев (впоследствии – в креп. Порт-Артуре: на Тигровом полуострове и на передовых позициях сухопутного фронта) и кап. 2 ранга Виноградский – у Порт-Артура, у Гензана и в крейсерстве в Японском море. В 1905 г. мая 14. В бою у острова Цусимы в составе 2-й Тихо-Океанской эскадры участвовали: на броненосце «Император Александр III» 19 офицеров, 11 кондукторов и 793 нижних чина – все они погибли. На крейсерах: «Адмирал Нахимов» состояло 134 нижн. чина, на «Урале» – 7 нижн. чинов, на «Громобое» и «Изумруде» – по одному офицеру.


Ист.: Императорская гвардия: справочная книжка Императорской Главной квартиры / под ред. В. К. Шенка. – 2-е изд.; испр. и доп. – СПб.: Типография В. Д. Смирнова, 1910. – С. 115-117.