Морской экипаж

Школа и библиотека для нижних чинов Морского ведомства была открыта 1 ноября 1860 г. в здании Крюковских казарм (Б. Морская ул., 69; наб. Крюкова кан., 2; ул. Труда, 7).
Своим появлением школа и библиотека
были обязаны мичману К. Н. Матюшкину и его товарищам – молодым офицерам военно-морского флота. Первый опыт по созданию матросской школы Матюшкин получил еще будучи гардемарином, во время прохождения практики на корабле «Ретвизан», обучая матросов чтению, а кантонистов – географии.
После окончания Морского кадетского корпуса на новом месте службы мичман Матюшкин решил продолжить начатое дело. В ноябре 1859 г., получив разрешение зав. морскими командами в С.-Петербурге контр-адмирала Н. П. Акулова, Матюшкин и его единомышленники начали сбор средств среди офицеров и на полученные т. о. 164 руб. 50 коп. закупили несколько десятков книг для первой Матросской школы и библиотеки.

В феврале 1860 г. в здании Крюковских
казарм для школы и библиотеки выделили отдельное помещение. По распоряжению Акулова школе и библиотеке были предоставлены мебель и просторное помещение с четырьмя большими окнами в бельэтаже Крюковских казарм. Помощь в новом начинании оказали различные организации Морского ведомства: Инспекторский департамент пожертвовал книжные шкафы и письменные столы, контора С.-Петербургского порта выделила из экипажеских магазинов скамейки, стулья, кресла и зеркала, Инженерное и Артиллерийское училища Морского ведомства обеспечили учебный класс мебелью, Гидрографический департамент подарил таблицы штандартов, флагов и вымпелов. Офицерская школа и библиотека подчинялись (через адмирала, заведовавшего флотскими экипажами) Инспекторскому департаменту, но денег от властей не получала и зависела только от пожертвований офицеров. Вокруг Матюшкина сложился кружок единомышленников, посвятивших свое свободное время работе в библиотеке и проведению занятий с матросами.


Желающим обучаться грамоте в
школе выдавали азбуки, бумагу, перья, грифельные доски с тем условием, что для получения чистых тетрадей должны быть представлены исписанные. Для Матюшкина главным принципом работы школы было добровольное посещение нижними чинами занятий, без всякого принуждения и контроля со стороны начальства. В противном случае «матросы будут смотреть на обязательное обучение как на прибавление служебных обязанностей и, следовательно, тяготиться ими, а на библиотеку – как на место службы». К 1 июня 1861 г. фонд библиотеки насчитывал 1517 ед. хр. и состоял из семи отделов. Самыми большими разделами были отдел художественной и образовательной литературы. Инвентарный и алфавитный каталоги велись по образцу Императорской Публичной библиотеки. Библиотека существовала исключительно на средства самих офицеров, большую помощь в комплектовании оказывали дарители. Напр., директор Публичной библиотеки М. А. Корф выделил 79 томов дублетных изданий. Библиотека получала бесплатно по два экземпляра «Морского сборника», один экземпляр «Военного сборника» и двенадцать – «Народной газеты», а также эстонскую газету «Почтальон». Некоторые сотрудники журнала «Морской сборник» помогали библиотеке деньгами, переводя 5-10% своих гонораров. Кронштадтская Морская библиотека однажды прислала 487 книг из отдела беллетристики, но от этого «дара» пришлось отказаться: издания по своей ветхости и по содержанию совершенно не соответствовали назначению библиотеки нижних чинов.

К концу 1861 г. организаторы библиотеки посчитали, что теперь фонд достаточно велик, чтобы разрешить выдачу книг нижним чинам в казармы и на дом. В течение полугода этим правом воспользовались 325 читателей, получивших на дом 1581 книгу. Книги, расставленные по формату, занимали 18 шкафов.
Книжный фонд делился на четырнадцать разделов, составленных т. о.,
чтобы любой из посетителей: и мало­грамотный матрос, и более образованный унтер-офицер – мог легко найти нужную книгу. Для того чтобы после увольнения в запас матросы, большинство которых были набраны из крестьян, могли применить полученные на службе знания в гражданской жизни, в фонде присутствовали книги, рассказывающие о новейших методах ве­дения сельского хозяйства.

Вскоре Матюшкин подал начальству предложение расширить помещение школы и библиотеки и предоставить право пользоваться ею всем нижним чинам, как береговых учреждений, так и всех петербургских морских экипажей, переименовав ее в «Школу и библиотеку нижних чинов всего Морского ведомства». Предполагалось и создание морского музея. В отличие от музеев, созданных при офицерских библиотеках исключительно с развлекательной целью и представлявших собой просто собрание редкостей, музей Матросской школы и библиотеки должен был служить образовательным задачам. По замыслу Матюшкина, в нем должны были быть представлены модели и чертежи судов и судовых машин с Ижорских заводов, географические атласы и карты, компасная раскрашенная таблица с печатными названиями каждого румба. Организаторы школы считали, что такое наглядное обучение должно пробудить любознательность любого, даже неграмотного, матроса и вызвать в нем желание узнать назначение и функции многих предметов, до сих пор непонятных ему в корабельном быту. Это стремление, в свою очередь, повлечет за собой сознательность и старательность в выполнении служебных обязанностей.
Также Матюшкин решил расширить и саму школу. Теперь уроки вели не только офицеры, но и учителя, под­готовленные из среды унтер-офицеров. Для своего проекта Матюшкин заручился поддержкой известных педагогов: народного писателя, получившего известность благодаря авторским методам обучения грамотности В. А. Золотова и составителя «Счетного самоучителя», популярной арифметики для народа, А. И. Наманского.

В октябре 1862 г. последовало высочайшее утверждение проекта Матюшки
на, причем главным аргументом в его пользу послужили успешные результаты его предыдущей работы по распространению грамотности. В 1863 г. утвержденные Морским министерством «Правила» Библиотеки нижних чинов были опубликованы в «Морском сборнике».
К началу 1864 г. фонд б
иблиотеки насчитывал 4039 томов. Деятельность Матюшкина не ограничивалась только школой и Матросской б-кой. В Крюковских казармах для матросов устраивали праздники, танцевальные вечера, масленичные гуляния, и главным распорядителем и режиссером на них выступал все тот же мичман Матюшкин, «с утра до вечера хлопотавший, со значительными для себя издержками, об устройстве этих увеселений». Ему помогали товарищи-офицеры, «также отказавшиеся от удовольствий провести праздники в своем кругу, в обществе родных и знакомых, в опере, во французском театре».

Хотя Матросская библиотека и шко
ла собрала вокруг себя большой круг единомышленников из среды морских офицеров и духовенства, всех беспокоил предстоящий отъезд Матюшкина из С.-Петербурга и вопрос – сможет ли столь успешно начатое дело продолжаться без своего создателя. Однако трагический случай ускорил развитие событий: 29 января 1864 г. жизнь Матюшкина внезапно оборвалась. Документы не дают ответа на вопрос, что стало причиной гибели молодого, полного энергии человека, но, видимо, его смерть вызвала множество слухов и среди современников. Его товарищ, Н. А. Бабицын, занявший в 1865 г. пост директора школы и библиотеки, опубликовал в «Морском сборнике» две статьи, в которых, ссылаясь на результаты проведенной им ревизии, старался рассеять все «несправедливые нарекания и необоснованные предположения». Сумма в 257 руб., которой вроде бы недосчитались после проверки финансовых отчетов школы и библиотеки, была намного меньше средств, потраченных Матюшкиным из своего кармана. Ревизия показала, что все документы велись правильно и тот просто не успел внести в них недостающую сумму. «Существующее предположение о причине его внезапной смерти, последовавшей вследствие будто бы запутанности денежных дел в библиотеке, – не может иметь более никакого основания», – утверждал Бабицын в статье, посвященной деятельности библиотеки и школы. «Нам кажется, что достаточно настоящего обзора многосторонней и неутомимой деятельности Матюшкина, чтобы поставить его имя наряду с лучшими деятелями нашего народного образования».

Матросская б
иблиотека и школа продолжали свое существование. Фонд библиотеки уже вполне мог конкурировать с фондами офицерских библиотек. В 1865 г. руководству библиотеки даже пришлось установить правило, запрещавшее офицерам пользоваться Матросской библиотекой, поскольку они как активные читатели разбирали самые лучшие сочинения, создавая серьезные неудобства для самих матросов. Библиотека просуществовала до 1883 г., а далее ее фонды, видимо, стали основой «Библиотеки нижних чинов 2-го Флотского Балтийского экипажа», сформированного из бывшего 8-го экипажа и размещавшегося сначала в Крюковских казармах, а затем переехавшего на Морскую улицу. В 1910 г. здесь в должности библиотекаря работал автор многочисленных изданий для матросов Н. В. Дашкевич-Горбацкий.
Петербургская матросская библиотека и школа стала первым опытом сотрудничества офицерских кадров и простых матросов. Вскоре по ее примеру в крупных российских портах стали возникать аналогичные школы и библиотеки. 

Лит.: Матюшкин К. Н. С.-Петер
бургская матросская библиотека и школа Крюковских казарм // Морской сбор­ник. 1861. № 9; Матросские вечеринки и спектакли, школа, библиотека и унтер-офицерский клуб // Морской сборник. 1862. № 3; Циркуляр № 72 от 12 ноября 1863 г. // Морской сборник. 1863. № 12; Бабицын Н.А. Санкт-петербургская библиотека для нижних чинов // Морской сборник. 1866. № 1; Он же. Библиотека и школа нижних чинов Морского ведомства // Морской сборник. 1867. № 7.

Источник: Новикова Л. И.
Школа и библиотека для нижних чинов Морского ведомства // Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия в 3-х т. Т. 2. Девятнадцатое столетие. Кн. 8. Ш-Я. Приложение. Указатели. – СПб. : Филол. фак. СПбГУ, 2011.