Расположение полков

Тему воинских сооружений, начатую Артиллерийским и инженерным кадетским корпусом, архитектор Ф.И. Демерцов продолжил в создании комплексов Преображенского и Семеновского полков,
в проектировании госпиталей и экзерциргаузов, арсеналов и фейерверков. Преображенский и Семеновский полки были первыми в русской гвардии. Их создал в 1690 году
Петр I из потешных войск, размещавшихся в Преображенском и Семеновском селах под Москвой. В 1730 году был сформирован еще один гвардейский полк - Измайловский.
Для старейших гвардейских полков-Преображенского, Семеновского и Измайловского в Петербурге в 1730-е годы были выделены территории в предместье столицы, за Фонтанкой, служившей тогда
границей города. В конце XVIII века слободы уже входили в городскую черту, и тогда стала очевидной необходимость возведения каменных казарм, соответствующих застройке столицы.
«Образцовые» проекты для них разработал Ф.И. Волков. После восшествия на престол Павел 1 назначил шефом Семеновского полка старшего сына, который
уже в конце 1796 года подал на утверждение проект Ф.И. Волкова. По воспоминаниям генерала Е.Ф. Комаровского, « ... Императору Александру еще наследником престола угодно было на свой
счет для своего Семеновского полка выстроить каменный полковой двор, где должны помещаться лазарет и церковь, три флигеля для офицеров и казармы для помещения солдат всего полка.


Неизв. художник. Вид Загородной улцы. 1810-е гг.


Производство сих строений было поручено полковнику Путилову и архитектору Волкову». Деревянные светлицы Семеновского полка были без всякого плана разбросаны на огромной территории, простиравшейся от Царскосельской дороги (Московского проспекта) до Звенигородской улицы, от Фонтанки до границы города, где позже был прорыт Обводный канал. По генеральному плану 1796 года все каменные здания должны были протянуться по одной стороне Загородного проспекта, от Звенигородской улицы до Царскосельской дороги, на углу которой предполагалось разместить фурштатский двор, отделив его от казарм новой улицей, позже названной Бронницкой. Такая растянутость по горизонтали объяснялась обширностью места и необходимостью создания парадного облика Загородного проспекта. Центр фасадного фронта составляли офицерские корпуса по бокам старой деревянной полковой церкви, а за ними симметрично располагались солдатские казармы, по шесть с каждой стороны. Но выстроили только дома для офицеров и солдатские флигели со стороны Звенигородской улицы. Дальнейшие работы шли по новому генеральному плану, составленному в 1797 году. Чертеж второго варианта планировки принадлежит руке Демерцова, но, скорее всего, он - плод совместного творчества двух зодчих. Оценив в 1795 году способности, инженерные и строительные знания Демерцова, Волков привлек его к осуществлению своего проекта.
Новая пространственная организация комплекса принципиально отличалась от «строчной», линейной, намеченной в первом проекте. Архитекторы избрали простой и традиционный П-образный план, развернув здания под углом к линии выстроенных домов по Загородному проспекту. Вдоль Звенигородской улицы предусматривалось возвести четыре солдатские казармы и фурштатский двор, по вновь проложенной (Рузовской) улице -шесть солдатских казарм, за которыми было оставлено место для экзерциргауза.
Композиция стала более компактной, отвечающей идее концентрации войск на обособленном участке, она позволила увеличить число объектов и создать столь необходимый плац, но ее центр сместился в правый угол. Несмотря на асимметричность, такая компоновка больше соответствовала градостроительным задачам и внесла новый элемент - освоение большого квартала, подчиненного улицам, на которые выходили фасадные фронты. По внутреннему периметру буквы «П» предполагалось вырыть каналы, отделяющие плац-парадное место от служб во дворах казарм.
Двухэтажные на подвалах офицерские дома Волков оформил парадно, отметив центр шестиколонным портиком ионического ордера, завершенным аттиком. К нему вели широкие и пологие подъездные пандусы. Середину главного и боковых фасадов одноэтажных с мезонином солдатских казарм архитектор обозначил объемными шестиколонными портиками и многомаршевыми лестницами. Повторенные шестнадцать раз, солдатские казармы определили облик обширного квартала, ставшего узловым массивом в окружающей городской среде. Многократное использование типового проекта достаточно высокого художественного уровня отвечало эстетическим, экономическим и организационным задачам своего времени. Обращение к ордерной системе в зданиях сугубо делового назначения объяснялось необходимостью придать торжественность новому ансамблю в бывшем предместье столицы.
Судя по воспоминаниям аббата Жоржеля, посетившего Петербург в 1799 году, Волкову это удалось: « ... В настоящее время строят очень красивые казармы, которые по своей необыкновенной архитектуре могут служить украшением города ... Архитектура этих казарм любопытна, середина их выдается вперед и украшена колоннами, они многочисленны и расположены симметрично. Пространство между ними образует площади для построения войск в боевой порядок, эти кварталы украшаются с каждым днем».
Проект фурштатского двора был переработан Волковым полностью, так как для него отводилась обширная территория, значительно увеличилась площадь помещений. В оформлении утилитарной постройки Волков вернулся к безордерному решению фасадов.
Возведением казарм по Загородному проспекту руководил Волков, по Звенигородской - адъютант шефа Семеновского полка полковник Путилов, а казарм по Рузовской и фурштатского двора - Демерцов.
По собственному проекту Демерцов выстроил полковой госпиталь, который раньше не предусматривался. Протяженное двухэтажное здание, расположенное напротив церкви, через дорогу, архитектор обработал горизонтальным (ленточным) рустом, выделив центр шестиколонным портиком, вознесенным на цокольную аркаду первого яруса, и ризалитом. При таком удвоенном усилении центра колоннада отчетливо читалась на фоне гладких стен ризалита. Вертикаль портика была продолжена высоким световым барабаном над церковным залом, завершенным полусферическим куполом.
Аналогичную композицию центра Демерцов использовал позже в заглубленных крыльях здания Кадетского корпуса. На примере этих двух работ прослеживается приверженность Демерцова к варьированию найденных приемов в различных сооружениях.
Но архитектор не боялся и смелых инженерных решений. Об этом говорит проект экзерциргауза для Семеновского полка. Поражает грандиозность его размеров (213 на 50 метров) и конструкция перекрытия зала ажурной арочной стропильной фермой, выполненной из отдельных деревянных, скрепленных между собой стержней. Традиционная стоечно-балочная система не позволяла перекрывать пролеты такого расстояния между несущими стенами. Для сравнения можно отметить, что в выстроенных Кваренги манежах ширина залов была значительно меньше: в Измайловском 34 метра, в Конногвардейском - 27.
В оформлении фасадов экзерциргауза Демерцов использовал ордерную систему, для опорных частей конструкции перекрытия создал специальные коридоры восьмиметровой ширины, где находились и помещения для амуниции. В 1820 году В.П. Стасов в могилевском экзерциргаузе тоже использовал арочную ферму, но уже металлическую.
К 1800 году строительство комплекса Семеновского полка было завершено, экзерциргауз, новая церковь и два офицерских флигеля по сторонам госпиталя не были выстроены.
Как итоговый документ нужно рассматривать альбом «План и фасады каменным казармам, гофшпиталю и прочим строениям, произведенным в полку Его Императорского Высочества государя цесаревича великого князя Александра Павловича. 1800 год. Под присмотром архитектора Демерцова».
Он не только руководил чертежниками, но и вы полнил для альбома подготовительные чертежи: генеральный план, три панорамы, проекты госпиталя, фурштатского двора, церкви, казарм.
Роль Демерцова, как оказалось, была немаловажной, что позволяет говорить о равноправном сотрудничестве двух зодчих.
Исчерпывающие сведения о положении всех казарменных комплексов гвардейских полков предоставляет рукописное «Собрание чертежей казарм инженерного ведомства в Санкт-Петербурге», исполненное в 1820 году. Сравнение генерального плана Семеновского полка из этого альбома с проектом 1797 года показывает некоторые изменения, происшедшие за этот период. В комплексе Семеновского полка расквартировали еще и Егерский полк, для которого выстроили корпуса на месте, запланированном для экзерциргауза на Рузовской улице. Архитектор Е. Тимофеев, повысив этажность, объединил три казармы по 3венигородской улице в одно здание. Именно в нем до сих пор ощущается первооснова - проект Ф.И. Волкова. Все остальные солдатские казармы были перестроены кардинально в 1840-е годы И.Д. Черником и такими дошли до наших дней (те, что уцелели). (3агородный пр., 46-54, 3венигородская ул., 1-7 а, б, Рузовская ул., 2-18.). Каменный полковой Введенский собор возвели по проекту К.А. Тона в 1842 году на противоположной стороне Загородного проспекта, вблизи госпиталя (не сохранился).
В советское время снесли солдатскую казарму, закрывающую вид на Театр юных зрителей, на месте левого офицерского флигеля выросло здание станции метро « Пушкинская », переделанный правый офицерский корпус занят Государственным банком Российской Федерации, фурштатский двор перестроили и приспособили под типографию. Из каналов, проведенных по внутреннему периметру плаца, долго сохранялся.
В госпитале от проекта Демерцова остались объем по периметру, разбивка и шаг оконных проемов. В 1841 году повысили второй этаж и надстроили третий, заменили декор. Во время Великой Отечественной войны здание получило повреждения, и при восстановлении кардинально изменили оформление главного фасада.
Как ансамбль комплекс построек Семеновского полка практически утрачен, можно говорить лишь о его фрагментарности.
В 1798 году началось строительство второго комплекса казарм, предназначенного для Измайловского полка. «Учтя нецелесообразность протяженной фронтальной застройки, Волков расположил дома по обеим сторонам Измайловского (продолжение Вознесенского) проспекта, а в интервалах между ними проложил улицы-роты. Все солдатские казармы строились по типовому проекту 1796 года, но с некоторыми изменениями в оформлении фасадов. Волков не увидел этот комплекс оконченным, его строительство завершилось только в 1808 году.
Новая планировочная схема Измайловского комплекса была шагом вперед по сравнению с линейной, предложенной Волковым в проекте 1796 года для Семеновского полка. Измайловский проспект с симметрично поставленными однотипными казармами стал вторым примером ансамблевого строительства большого района, построенного на унификации зданий одинакового назначения.
Расположенные в конце лучей петербургского трезубца, ансамбли Семеновского и Измайловского полков были крупными архитектурными акцентами городской границы того времени. Перестройка солдатских казарм Измайловского полка в середине XIX века В.П. Стасовым, повышение этажности зданий, безордерное решение фасадов не только не уничтожили, но даже подчеркнули масштаб градостроительного замысла Ф.И. Волкова.
Третий комплекс гвардейских казарм появился позже первых двух и вобрал в себя опыт их создания. В отличие от предыдущих, ансамбль Преображенского полка был расположен вдалеке от старых казарм, группировавшихся вокруг Преображенского собора. Для нового строительства выбрали пустырь напротив Таврического сада.
Этот участок был облюбован еще в 1797 году, когда командир Преображенского полка А.А. Аракчеев предпринял попытку сооружения нового казарменного комплекса. Проект был разработан Ф.И. Демерцовым. Планировка коренным образом отличалась от комплексов Семеновского и Измайловского полков. Все строения Демерцов сгруппировал вокруг четырех внутренних дворов. Каждая из частей предназначалась для размещения одного батальона. Они объединялись попарно, а в интервале между ними, точно по оси Потемкинской улицы была поставлена церковь. Главное отличие такой планировки -батальонное, а не ротное распределение состава полка, что определило компактность планировки, концентрацию зданий на относительно небольшой площади. Здесь сказался опыт, приобретенный Демерцовым при строительстве Кадетского корпуса и комплекса Семеновского полка, а также глубокое знание им распорядка воинской жизни.
Целесообразной планировке соответствовал и деловой характер оформления фасадов. В этом проекте Демерцов дал образец безордерного решения трехэтажных корпусов, объединенных архитектурной композицией. Все богатство декора он сосредоточил на центральном звене-полковой церкви. Проект не был осуществлен.
Три комплекса казарм старейших гвардейских полков, возведенные в отдаленных от центра районах столицы, имели большое значение как архитектурные массивы будущей регулярной застройки, служили ее камертонами. Имея в основе образцовые проекты Ф.И. Волкова, они различались по компоновке, решали разнохарактерные градостроительные задачи. Принцип их пространственной разработки прошел последовательный путь развития.
Ф.И. Волков и Ф.И. Демерцов, принявший эстафету от маститого зодчего, заложили основы казарменного строительства в России, которое широко развернулось в XIX веке. Традиции этих мастеров продолжили л. Руска, В.П. Стасов, А.П. Гемилиан, И.Д. Черник, А.Е. Штауберт и др.
Факт тесного сотрудничества Демерцова с - интереснейшая страница в истории русского зодчества. Демерцов не был прямым учеником Волкова, но глубже других воспринял его архитектурные принципы, новаторские тенденции, что Сказалось в ансамблевом подходе к планировке целых кварталов, свободном владении безордерным решением фасадов, в умении ограниченными и простейшими средствами создавать выразительные художественные образы. В течение двадцати лет, с 1785 по 1804 годы, Демерцов был связан со строительством казарм: отдельных зданий, комплексов, ансамблей. Архитектор разработал в них стройную планировочную систему и архитектурное решение с учетом предназначения для большого количества людей, образ жизни которых строго упорядочен. Он искал и развивал наиболее рациональные и целесообразные средства, ярко выражающие социальное назначение таких сооружений. В итоге ему удалось создать художественные образы, эквивалентные понятию «воинский. Лучшие из них - ансамбли Второго кадетского корпуса и Преображенского полка - сохранились до наших дней.

Источник: Мурашова Н. В. Федор Демерцов. – СПб.: Белое и Черное. – (Архитекторы Санкт-Петербурга)